Китай

О стране:

  • Китай – авторитарное государство с централизованной плановой экономикой.
  • Мировой экономический лидер.
    • 2-я по величине экономика по объёму ВВП (недавно обогнал Германию и Японию).
    • Пекин и Шанхай – локомотивы экономики.
    • Крупнейший в мире экспортёр.
  • Особенности:
    • Готовность учиться у других стран. Приглашение иностранных экспертов для разработки стратегических планов развития страны. Беспрецедентные темпы роста. Использовали опыт Японии, Тайваня, Сингапура и Гонконга, Южной Кореи, опыт НЭП в СССР.
    • Дешевизна достаточно квалифицированной рабочей силы и высокая численность населения – важнейшее конкурентное преимущество Китая.
  • Системные проблемы в стране:
    • Социальный разрыв, бедность населения, экономический рывок за счёт почти рабского труда населения, старение населения при ограничении рождаемости, экология, невысокий имидж страны на Западе,
    • инфляция своей валюты, несоразмерное сальдо торгового баланса, коррупция, высокий уровень безработицы и неравенства доходов, прогнозируемые ограничения в ресурсах, проблема устойчивого развития.

История:

  • После победы коммунистов много советских учёных преподавали в Пекинском и других университетах, консультировали специалистов, проводили семинары.
  • Культурная революция 1966-1976 гг.
    • стала подлинной катастрофой для китайской интеллигенции и оказала разрушительное влияние на китайскую науку.
    • До этого: политизированность, необходимость для учёных посвящать 1 день  политическим митингам.
    • Во время революции учёные и интеллигенция стали классовыми врагами. Они подвергались нападкам, их оскорбляли, мучили до смерти, арестовывали с конфискацией, профессора обвинялись в отравлении юных умов, а обучавшиеся за границей получали ярлык американских или советских шпионов.
    • Сотни тысяч научных работников вместе с интеллигентами были сосланы на фермы или на заводы для перевоспитания у рабочих.
    • К 1973 г. в результате катастрофического сокращения под прямой юрисдикцией КАН осталось только 13 институтов из 7016 (в 1965 г.). Фундаментальные исследования были свернуты.
    • В 1966 году страна вообще отказалась от высшего образования. Все исследования резко сократили.
  • После культурной революции Китай стал посылать большие группы выпускников вузов в лучшие университеты США и других стран. Цель: даже если 1/10 учёных вернутся, то это уже будет огромный успех.

 

Отношение к науке:

  • Китайцы рассматривают ученых как столпов общества. Учёные, инженеры, профессура, предприниматели всё более ценятся в китайском обществе.
  • Большинство самых способных выпускников вузов идут работать в науку и технологию. Во многом это связано с высокой зарплатой в науке. Увеличение числа ученых и взрывной рост их зарплат.
  • Нынешние лидеры Китая представляют себя технократами.
  • Сильная социальная поддержка научных исследований обществом.
  • Ключевой приоритет: содействие широкой научной грамотности. С 2006 г. реализуется План действий по увеличению понимания науки населением (к 2020 году).

 

Развитие науки и техники (S&T)

  • Долгосрочные цели:
    • стать технологической сверхдержавой.
    • К 2020 году: создать в Китае процветающее общество, сохранить высокие темпы роста и стать нацией, главным фактором развития которой являются инновации (из Наброска среднесрочного и долгосрочного плана развития национальной науки и технологии, 2005).
    • К 2050 г. Китай станет второй по совокупной мощи державой мира, уступая только США, а к 2020 г. будет бороться за место среди пяти самых конкурентоспособных стран из группы G20 (доклад Академии общественных наук Китая). По оценкам, Китай превысит уровень ВВП США возможно и раньше 2030 года.
  • Планы:
    • К 2010 г. создать инновационную систему.
    • До 2020 года КНР по 11-ти основным направлениям науки и техники обязана выйти на мировой уровень, а по 3-5 позициям в каждом направлении занять лидирующее место в мировой науке.
    • К 2050 году в стране должна быть создана экономика знаний.
  • Чёткие и конкретные государственные программы научно-технического развития:
    • «Набросок среднесрочного и долгосрочного плана развития национальной науки и технологии», 2005. Основные механизмы:
      • стимулирование предприятий, чтобы они инвестировали больше средств в инновации.
      • возвращение китайских учёных из-за границы,
      • в течение 5-10 лет привлечь 2000 иностранных экспертов для работы в национальных лабораториях, ведущих предприятиях и исследовательских учреждениях, в ряде университетов.
    • «Программа среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники до 2020 г.»
    • «План 863» — разработка «хай тек»,
    • программы «Факел» — освоение и коммерциализация наукоемких технологий на базе современных производств, создание научных парков (с 1987 г.),
    • программа «Искра» — внедрение высоких технологий на поселково-волостных предприятиях,
    • программа «Восхождение» — ведение приоритетных фундаментальных исследований.
  • Приоритетные области:
    • из Плана 863: 1) информация (ИТ); 2) биотехнологии; 3) добыча сырья; 4) энергетика; 5) сельское хозяйство; 6) автоматика на производстве; 7) технология переработки морских продуктов; 8 ) гражданская сфера. Именно в этих сферах Китай добился значимых успехов и составляет конкуренцию ведущим научным державам.
    • Сейчас: информация (ИТ), энергия (возобновляемая), водные ресурсы, биотехнологии, космические и морские технологии, повышение фундаментальной науки и исследований границ возможного с акцентом междисциплинарных исследованиях. Много ресурсов на оборону и технологии двойного назначения.
  • Целевые показатели:
    • Количество международных наград и патентов,
    • Появление международных брендов,
    • Появление в Китае инновационных продуктов и уникальных методик,
    • Степень и качество связи между исследовательскими центрами,
    • Количество и качество международного сотрудничества и обменов в промышленности и научных кругах,
    • Количество и тип прямых иностранных инвестиций,
    • Постоянный рост и совершенствование системы образования и преподавателей,
    • Сокращение уровня коррупции,
    • Количество публикаций в известных и престижных журналах,
    • Успешное расширение S & T грамотности в Западном Китае,
    • Оклады для ученых и исследователей,
    • Тенденции в утечке мозгов,
    • Связи между основной инновационной системы и оборонной промышленности.
  • Основные показатели:
    • 2-е место в мире по объему высокотехнологичного производства, 1-е место в мире по производству продукции в сфере информационно-коммуникационных технологий, включая различное оборудование для них – мобильные телефоны, сетевое оборудование, компьютеры, дисплеи, видеотехнику.
    • По числу выданных патентов 4-е место в мире после США, Японии и Республики Кореи. В 2007 г. в Китае подано 694 тыс. патентных заявок (рост на 21% относи­тельно 2006 г.). Доля отечественных заявок – свыше 60% (40% — в начале 90-х).
    • количество патентов резко выросло в последние годы, но только 1% патентов высокозначимые. Большинство патентов направлены на дизайн или практическое использование и только небольшой процент – изобретения.
  • Инвестиции
    • значительно увеличились вложения в научные исследования и НИОКР, 3-е место в мире.
    • Высокие темпы роста ВВП позволяют делать приоритетные инвестиции в инфраструктуру S&T. Хотя большинство исследовательских центров в Китае хуже, чем в США, новые лаборатории имеют отличную инфраструктуру и оборудование.
    • Инвестиционная стратегия S&T амбициозная и с хорошим финансированием, но сильная зависимость от инвестиций и входа иностранцев.
    • Рост иностранных инвестиций в R&D. В ряде случаев инвестиции сосредоточены на фундаментальных и прикладных исследованиях, а не на развитии технологии и промышленном дизайне. Есть переход от совместных предприятий в полностью иностранные: проблема безопасности, интеллектуальной собственности, ограничение на перспективы распространения технологии.
  • Рост инвестиций в R&D:
    • 2% от ВВП в 2010 г.
    • С 1999 года расходы на работу научно-исследовательских институтов в КНР росло на 20% в год и к 2011 г. достигло суммы $100 млрд.
    • План к 2020 году: до 2,5% от ВВП. Финансирование науки и траты на фундаментальные исследования на уровне США.
  • Инновации:
    • Курс на преобразование Китая в государство инновационного типа (с 2006 г.),
    • Создание единой инновационной системы стало главной задачей китайской науки. Широкомасштабная программа «Программа знаний и инноваций» (с 1998 г.). Идея: уменьшить число НИИ в рамках АН с 123 до 80, которым увеличить финансирование.
    • Скорость внутренних технологических изобретений отстаёт от США и других стран, хотя страна приобретает технологии для научных исследований.
    • Большинство китайских высокотехнологичных продуктов являются копиями из других стран; оригинальные изобретения редки. План: производить новые технологии самостоятельно.
    • Инновации в области прикладных исследований и коммерциализация.
    • Полагается на глобальную торговлю и получение инноваций из-за рубежа. Использует свой внутренний рынок для привлечения транснациональных корпораций.
    • Давление на рынок. Цель: разработка национальных технологий и отраслевых стандартов. Для этого: давление на иностранные фирмы с целью поделиться описанием ключевых технологий. Новый антимонопольный закон позволяет разрывать «монополизацию» ключевых технологий транснациональных компаний, заставляя передавать запатентованные технологии в свои китайские дочерние компании.
    • Препятствия на пути к инновациям: быстро растущий инновационный риск для предприятий, недостаточная поддержка системных инноваций и исследований, слабый спрос на инновации.
  • Технопарки
    • технопарки и бизнес-инкубаторы создаются быстрыми темпами.
    • Сейчас в Китае всего 56 зон развития новых и высоких технологий государственного уровня с привлекательным льготным налоговым режимом для инвесторов, из них три ведущие зоны – Чжунгуаньцунь в Пекине, Чжанцзян в Шанхае в зоне Пудун и в СЭЗ Шэньчжэнь.
    • Оценка эффективности деятельности зон развития новых и высоких технологий: в 2010 г. общий объем экспорта продуктов новой и высокой технологии составил $92,4 млрд (или 31,2% общего объема экспорта). Общий доход – 10600 млрд.
    • Совместный с Россией технопарк в провинции Чжэцзян рядом с Цзянсинем. Сибирское отделение РАН будет поставлять научные разработки и инновационные проекты, а китайцы предоставят помещения, инфраструктуру и служебное жилье для российских ученых. Новый технопарк возведут всего за 2-3 года.
  • Результаты:
    • Благодаря экономическому росту и инвестициям в S&T Китай превращается в региональный и глобальный центр не только промпроизводства, но и для промышленных R&D.
    • Интенсивность НИОКР возросла в 6 раз: огромный рост числа опубликованных статей (2-е место в мире после США). Но по цитированию более низкий уровень.
    • Фундаментальные исследования слабо развиваются.
    • Последние достижения в области S&T – лишь часть от необходимых потребностей для развития.
    • Задача: выравнивание национальной культуры с потребностями экономического роста в S&T.

 

  • Расходы на науку – всего 1,4% от ВВП (немного, но Китай наращивает усилия).
  • Нет серьёзных научных школ.
  • Активно используются научные достижения других стран. Стремительный рост экономики за счёт имитации, штамповки опыта развитых стран.
  • Параллельно с огромными инвестициями в инфраструктуру исследований развивается высокотехнологичная промышленность. Промышленность пока основана на заимствовании иностранных технологий, тогда как к созданию собственных коммерчески успешных инноваций Китай пока не очень способен.
  • Наём исследователей из-за рубежа,
  • Предлагают учёным возможности для развития карьеры, доступ к научной инфраструктуре, привлекательные финансовые условия.
  • Направляют тысячи своих граждан на обучение в зарубежных вузах и инвестируют большие средства в аспирантуру собственных университетов.
  • Попытки привлечь из-за рубежа первоклассных ученых дают скромные результаты. Ключевой фактор – особенности китайской исследовательской среды, где широко распространены плагиат, клановость и коррупция. Есть положительные изменения в академической культуре, но пока их недостаточно.
  • Количество исследователей больше, чем в США или в ЕС.
  • Совсем недавно в Китае открылся крупнейший в мире частный R&D центр по использованию солнечной энергии. Самый мощный суперкомпьютер теперь тоже в Китае.
  • Преимущества: высокая трудовая этика. Минусы: Даже если через 10-15 лет ВВП КНР и достигнет уровня США, что не исключено, «качество» этого показателя останется открытым вопросом. Американский ВВП в значительной степени создан в сфере услуг и наукоемкими технологиями, китайский — за счет традиционных товаров, пусть даже наукоемких, но второго эшелона.

 

Учёные

  • Число учёных и инженеров
    • к концу 1997 г. — 1 млн. 666 тысяч человек, что больше всех в мире.
    • 22,5 тыс. учреждений научных исследований с числом научных сотрудников 935 тыс. чел. (1998 г.).
    • Только в 2006 году 1,5 млн человек в Китае закончили университетское образование по научным специальностям.
    • 14,7% научных сотрудников мира — доля Китая в мире, доля США – 22,8%, Японии – 11,7%, России – 8,9%.
    • 35 млн. человек всего заняты в научно-технической сфере – 1-е место в мире.
    • Академия Наук Китая (АНК), с 1949 г. В штате более 39 тысяч учёных. Отделения в 12 городах.
  • Целенаправленная работа по омолаживанию научных кадров:
    • с 1991 по 2003 г. средний возраст директора НИИ в АНК снизился с 56 до 47 лет.
    • Пенсии в институтах Академии Наук Китая (АНК) — 100% от зарплаты. Там действует очень жесткий принцип: по достижении 60 лет руководитель любого уровня, вплоть до директора, обязан уйти на пенсию. Только вышестоящие руководители могут на 2-3 года продлить срок своей работы.
  • Международный обмен
    • Устанавливаются новые научные контакты с зарубежными университетами.
    • Высокий уровень международной деятельности и сотрудничества в азиатском регионе. Совместные исследовательские проекты, для реализации которых исследователи проводят много времени за границей.
    • с целью укрепления контактов в области проблемных исследований в Китае с мировыми исследованиями в Фонде естественных наук Китая было разработано 5 направлений международного обмена в рамках международных исследований на основе сотрудничества (90-е гг.),
    • Создан Фонд на «Временную работу, и чтение лекций обучающихся за границей»

 

Проблемы в науке:

  • Острая нехватка высококвалифицированных преподавателей.
    • Ежегодный выпуск сотен тысяч учёных и инженеров.
    • Новые программы по стимулированию и привлечению иностранных преподавателей и экспертов для преподавания в Китае.
    • Вообще нарастающий дефицит рабочей силы.
  • Перевод с китайского на английский.
    • Во многих университетах и НИИ Китая свободный перевод с китайского на английский представляет существенную проблему для многих ученых. В то же время в НИИ английский язык уже довольно широко распространен. Да и в лучших китайских университетах многие лекции и практические занятия ведутся на английском языке. Большое число ведущих профессоров проводит много времени за рубежом на стажировке и на конференциях в англоязычных странах [155], что делает статьи, публикуемые в международных журналах все более доступными для китайских ученых.
  • Устойчивый уровень утечки мозгов из Китая в США.
    • Причины: отсутствие мест для аспирантов в китайских вузах, стимулирование за рубежом, привлекательные рабочие места и улучшенное качество жизни за границей, возможность иметь двойное присутствие в Китае и за рубежом.
    • 10 ученых из Китая работали в США на должности полного профессора в 1996 году.  500-1000 человек (оценочно) – в 2007 г.
  • Отсутствие прозрачности в финансировании отрицательно влияет на привлечение первоклассных учёных.
  • Проблема глобальной стабильности между открытым доступом и передачей технологий.
  • Сейчас большая часть научного сообщества Китая располагается отдельно от рынков: в прибрежных экономических зонах и на предприятиях с зарубежным капиталом. Стратегия «Go West»: экономическое и научно-техническое преобразование на огромных и разрозненных территориях страны.
  • Коррупция в науке, кумовство.

 

Привлечение учёных:

  • Привлечение китайской молодёжи в науку – особая задача:
    • Всячески поощряется получение образования.
    • доступная система образовательных кредитов, низкая процентная ставка. Государство гасит 50% кредита. Кредитом пользуются около 12% студентов. В вузах Китая обучается более 23 млн. чел. (2006 г.).
    • Формирование отряда собственных молодых учёных в возрасте до 35 лет. Направить молодые таланты для обучения за рубежом. Согласно планам АНК, будут подготовлены 6000 молодых учёных, обладающих инновационными способностями.
  • Импорт интеллекта:
    • На это тратятся огромные средства.
    • В настоящее время за рубежом, в крупнейших университетах мира, обучается более полумиллиона китайских студентов.
    • Китай поощряет своих лучших выпускников для обучения за рубежом в США, Европе и других развитых странах: 4000 лучших выпускников из 211 элитных университетов и еще 1000 в год из 70-ти выбранных ключевых институтов. Студенты получают $20 тысяч в год для покрытия расходов на проживание.
    • Финансирование: за счет поддержки зарубежной китайской диаспоры, деловых кругов самого Китая и грантов различных фондов.
    • В США обучение китайских студентов охотно оплачивают различные американские фонды, в т.ч. правительственные, в надежде, что впоследствии бывшие студенты, став лидерами Китая, будут сторонниками теснейшего сотрудничества с США.
    • Около 60% китайских студентов после учебы остаются в США, но в Китае не теряют оптимизма и надеются, что китайский менталитет, привязанность к родине-матери заставят рано или поздно китайца-иммигранта вернуться домой.
    • 2011: обмен с Австралией. Каждая страна будет направлять в другую по 8 выдающихся молодых учёных на 2 недели ежегодно для работы по приоритетным направлениям.
    • Тяньцзинь с 2003 г. представил около 100 инициатив, направленных на привлечение талантливых людей. Каждый год город добавляет 150 млн. юаней в специальный фонд для подготовки кадров и привлечения талантов. В феврале 2011 стартовал ряд проектов по привлечению вернувшихся из-за рубежа китайских студентов и экспертов. Проект кадрового подбора «Международный мастер» (на 5 лет) предназначен для набора 10 тысяч вернувшихся студентов, чтобы обеспечить 100 тысяч человеко-часов визитов иностранных экспертов (в т.ч. визитов 1000 ведущих учёных) и 25 человеко-раз долгосрочных визитов).
  • Инфраструктура
    • Инвестиции в инфраструктуру исследовательских центров. Строительство новых зданий для НИИ по всему Китаю. Приоритеты: ИТ, био- и нанотехнологии, окружающая среда.
    • Создание 12 новых мегафондов и 300 ведущих национальных лабораторий и др. (из 11-го пятителнего плана, до 2010 г.).
  • Зарплата
    • Зарплата ученых в Китае за последние годы значительно выросла и составляет от $500 до $2-3 тыс. в месяц. Государство предоставляет ученым жилье на очень льготных условиях: оплата 20% от стоимости квартиры в рассрочку на 15-20 лет. Размер зарплаты и объем льгот напрямую зависит от уровня подготовки научного специалиста, приоритетности направления, в котором он работает, и эффективности его деятельности. Это стимулирует участие ученых в разработке и реализации наиболее актуальных инновационных проектов.
    • Зарплата учёного в Пекинском национальном институте биологических наук (2006 г.) — $50-60 тыс. в год, что в 10-15 раз больше, чем средняя зарплата жителя Пекина и в 3 раза больше, чем стартовая зарплата для исследователя в большинстве других институтов Китая.
    • Рост в 24 раза с 1998 по 2006 г.
    • Типичные годовые зарплаты: лаборант $5000, постдок — $6000, студент — $2000 [70].
  • Китайское правительство делает все возможное, чтобы вернуть талантливых ученых, добившихся успехов на Западе, в Китай.
  • Программы для возвращения китайских учёных из-за рубежа,
    • Возвращающимся на родину китайским учёным давали гранты для создания новых лабораторий (start up grant) в размере $242 тыс. на три года (2006 г.). Размер этих грантов за период с 1993 по 2006 год увеличен в 100 раз.
    • В 2011 г. новые меры от Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения: поощрение создания собственного бизнеса китайскими студентами, вернувшимися из-за рубежа на родину, с использованием собственных патентов, научных исследований или фирменных технологий, приоритет – инновационный бизнес.
    • Потребность в учёных-ядерщиках: в течение 10 лет (с 2011) собрать 2000 учёных-ядерщиков и экспертов, включая другие программы по поддержке талантов – Программа «1000 талантов» и «Cheung Kong Scholars Program».
    • Расширение возможностей проводить исследования в более чем одной лаборатории или месте.
    • Привлекательные пакеты льгот (например, Программа «1000 Талантов» – The Thousand Talents Program),
    • Программа «1000 талантов» — программа грантов для зарубежных учёных, в 2003 году – это часть «Проекта 985″ (китайская госпрограмма финансирования высшей школы и науки). Через эту программу прошло примерно 1000 ученых, подавляющая их часть — эмигранты-китайцы. Расходы в год по Проекту 985 — $1,25 млрд. на 10 ведущих университетов, в 2004 году грантовую программу расширили на 30 университетов. Схема «1000 талантов» предусматривала назначение на учебный год (9 месяцев) за плату $60 тысяч в год, хотя многие университеты создали у себя для самых квалифицированных кандидатов «стипендии на миллион юаней», добавляя свои фонды — это примерно $125 тысяч в год, то есть $10 тысяч в месяц.
    • Китайцы, работающие на Западе учёными, возвращаются в Китай на хорошие зарплаты – в 2-10 раз больше, чем стандартная зарплата профессора в Китае: $20 тысяч в год плюс $65 тысяч на квартиру.
    • Ученый, приехавший в Китай, получает возможность сменить направление своих исследований. В США это практически невозможно из-за особенностей организации рецензирования грантов, когда во внимание принимаются прежде всего предварительные результаты и публикации претендента на грант.
  • Сотрудничество с китайскими учёными, работающими за рубежом:
    • Выгода университетам: если китайские светила будут просто числиться в списках профессоров, работая только в Гарварде, рейтинг китайского университета будет повышаться (новую научную работу запишут сразу и Гарварду и китайскому университету).
    • Международное сотрудничество широко распространяется. Китайские университеты создают совместные исследовательские центры под конкретного профессора: лаборатория в Китае, лаборатория в США, руководитель один, работа одна, а студенты и аспиранты в каждом случае свои. Есть примеры, когда работающий в США китайский ученый руководит работой до 20 сотрудников в пекинском НИИ, он до 10 раз в год посещает Пекин и постоянно общается с членами команды, работающими в Китае, через Skype, Googletalk и по электронной почте.
    • Крупнейший китайский национальный фонд по распределению денег на фундаментальную науку в 2005 г. решил поддержать стремление десятков американских ученых китайского происхождения к рецензированию ключевых заявок в конкурсах на получение финансирования, чтобы бороться с кумовством.
  • Программы привлечения иностранных учёных:
    • Инициативы Академии наук Китая – «100 талантов» и «Международное инновационное партнёрство»
    • 2009 г., старт новой госпрограммы – приоритетного направления АНК в будущем. Академия наук Китая планирует в течение 5 лет пригласить на работу 1500 зарубежных ученых, в т.ч. 600 выдающихся, работающих в передовых областях науки и техники. Приглашённые специалисты будут обучать молодых китайских учёных.
    • В соответствии со стратегией развития инновационных талантов к 2020 году Китайская Академия наук планирует в 12-м пятилетнем плане привлекать из-за рубежа сотни талантов высшего калибра и академических лидеров, обладающих стратегическим видением и организаторскими способностями, на крупные научно-технические проекты. Это сделает эти таланты знатоками переднего края в мировых событий.
    • 2011-2015 гг.: Создание кадрового резерва и привлечение академических лидеров – талантливых учёных из-за рубежа для работы в строящемся Национальном инновационном парке Zhongguancun (документ от 03.2011). Упрощение внешних процедур, внедрение передовых моделей подготовки кадров, предоставление необходимой материально-технической поддержки для высшего персонала (иностранцев), строительство многоквартирных домов на 10 тысяч талантов. Поддержка молодых учёных до 40 лет, что позволит им играть доминирующую роль в крупных инновационных R&D.

 

  • Результат привлечения первоклассных зарубежных учёных:
    • Вернулись около четверти китайцев, (Cao, 2008),
    • Многие из возвратившихся получали степень доктора в Китае, а не за границей, и уехали за рубеж на несколько лет за опытом постдокторских исследований.
    • Основная причина невозврата, возможно, институциональная: успех часто основывается на социальных связях, а не на заслугах. Это основополагающий фактор для первоклассных учёных из-за рубежа, которые не имеют профессиональной и социальной сети, чтобы быть успешными в Китае.
    • Другие факторы невозврата: различия в культуре труда, необходимость участия в политике, бурно процветающие нарушения в науке. При решении этих системных институциональных проблем вероятно утечка мозгов из Китая прекратится.
    • Преимущества от циркуляции мозгов: Возвращающиеся в Китай ученые внедряют в научное сообщество китайских ученых новые подходы к организации науки. Они организуют регулярные встречи групп, журнальные клубы, курсы и семинары, ротацию студентов между лабораториями, сотрудничество между лабораториями, приглашают лекторов из других городов и институтов для чтения лекций.

 

(c) При любом цитировании материалов с сайта Фонда УМА обязательна ссылка на первоисточник

Наш e-mail: Социальные сети: twitter.com/funduma | vk.com/fonduma