США

Основные показатели:

  • «Мы имеем хорошие университеты не потому, что мы богаты, а мы богаты потому, что имеем хорошие университеты» (бывш. президент США Клинтон)
  • Технологическое доминирование США в последние полвека.
  • США – абсолютный мировой лидер по расходам на образование (7,5% ВВП в 2010 г.).
  • Американские университеты первые в мире, именно в них стремятся учиться студенты всех стран.
  • НИОКР:
    • Доли стран в мировых расходах на науку в 2010 г.: США – 34%, Япония и Китай — по 12,3%, ЕС — 23%, доля России на НИОКР — 1,5% мировых расходов и 1% в национальном ВВП.
    • Абсолютные цифры: за 2010 г. США потратили $396 млрд, Япония — $142 млрд, Китай — $141 млрд, РФ — $22 млрд.
    • Расходы на науку как доля своего ВВП: лидеры – Израиль и Япония, 3-е место – Финляндия, а США на 5-м месте.

Тренды и угрозы:

Сейчас ослабевает монополия США на таланты и инновации. Острая соревновательность S&T среди стран-лидеров показывает, что страны, которые не в состоянии использовать новые технологии или которые теряют способность использовать собственные новые технологии, вскоре обнаружат свои отрасли неконкурентоспособными или устаревшими.

В расходах на науку активизируются малые страны Европы, которые пока не могут сравниться в Америкой по масштабам вложений, но имеют большую долю на НИОКР в своём ВВП (Финляндия). Яркие успехи у Японии, Южной Кореи и КНР.

США всерьёз опасаются потерять свои лидирующие позиции в сфере НИОКР в связи с научно-инновационной активностью быстроразвивающихся стран. Призыв Президента США (02.2011): увеличить расходы на НИОКР, чтобы создать «задел» и завоевать будущее («win the future»).

Вывод за рубеж производств (промышленных, трудоёмких и экологически неблагополучных). Высвобождение рабочей силы. Безработица 9,4% (пик – 10% в кризис). Тренд: расширение рекреации, науки, образования.

НИОКР:

  • Активное развитие. Абсолютный приоритет правительства.
  • Финансирование Национального научного фонда: удвоение бюджета в 2007 г., план удвоения при администрации Обамы.
  • Несмотря на серьёзный кризис, в 2009 и 2010 гг. университетские и исследовательские центры продолжали получать щедрое финансирование как от государственных, так и частных целевых и промышленных фондов. План увеличения финансирования на исследовательские проекты за счёт сокращения бюджета по многим другим фронтам (из речи Б.Обамы 01.2011).
  • В области научных исследований университетская система США по-прежнему занимает ведущее место в мире.
  • План роста расходов на ВРНИОКР с 2,7% до 3% от ВВП.
  • Приоритеты: инновационная энергетика, энергосбережение, медицина, IT. «Локомотив» — clean energy (80% «чистой» энергии к 2035 году). Чтобы увеличить финансирования поисковых исследований, предлагается прекратить поддержку нефтяных компаний.
  • Перспективы:
    • Развитие фундаментальных знаний и практическое их внедрение в жизнь.
    • Беспроводной интернет для 98% американцев к 2015 году.
    • Электромобили, высокоскоростные железные дороги, создание экологически чистого топлива и уменьшение зависимости от нефти: на инвестиционные проекты в этих сферах правительство выделит $780 млрд. на срок в 10 лет (до 2020 г.).
  • Государственная программа привлечения молодёжи в профессию преподавателя, реформа школ: программа «Race to the Top» ($1,35 млрд. в год)

Проблемы в науке

  • Проблема с техническими кадрами, специалистами в области математики, информатики.
  • Школьное обучение математике и естественным наукам в США хуже, чем во многих других странах.
    • Решение: нехватка специалистов во многом восполнялась за счёт мигрантов. Сейчас планируется активизировать подготовку собственных кадров.
  • В отличие от государственных исследований промышленные НИОКР сильно сократились во время кризиса, и многие исследователи потеряли свою работу.

Миграция:

  • Действительно нужный американской экономике специалист всегда будет принят в США.
  • Предложение Б.Обамы (01.11): обучающихся в США студентов и аспирантов из других стран ни в коем случае не нужно депортировать после получения диплома или степени.
  • Давно хорошо отработан процесс ассимиляции мигрантов. Существуют непростые, но вполне реальные легальные возможности получения вида на жительство и гражданства, если специалист востребован. Положительное отношение к мигрантам.
  • Миграция учёных в США из развивающихся стран, из Европы.

 

Приоритетные программы:

  • «Инициатива по обеспечению конкурентоспособности США» (ACI)
    • национальная программа исследований и разработок в интересах обеспечения лидерства США в мировом инновационном процессе
    • Цели: расширение фундаментальных исследований, упор на физику и математику (школьное образование математике и естественным наукам хуже, чем во многих странах); формирование гибкой иммиграционной политики в интересах привлечения высококлассных зарубежных ученых и талантливых студентов к проводимым в США исследованиям и разработкам; вовлечение новых трудовых ресурсов (из граждан США) в научно-техническую сферу деятельности, формирование высокоэффективного научного потенциала страны; модернизация системы налогообложения c целью представления налоговых и других привилегий для граждан и организаций, участвующих в реализации национальных проектов НИОКР.
    • Реализация – до 2016 г. Бюджет: $136 млрд. ($10,2 млрд. – в 2008 г.)
    • В области информационных технологий и телекоммуникаций,
    • в области изменения климата (планы – альтернативные топлива и источники энергии).

 

Крупные научно-технические программы (НТП)

В США, как и в большинстве развитых зарубежных государств, реализована централизованно-распределенная система формирования научно-технических программ. Американские НТП формируются в рамках так называемой системы планирования, программирования, разработки и исполнения бюджета.

В структуре каждой государственной НТП США выделяют три категории работ: фундаментальные (базовые) исследования, прикладные исследования и разработки (технические и технологические).

В Министерстве обороны (МО) США принято выделять семь бюджетных категорий НИОКР – от фундаментальных исследований до подготовки производства, сопровождения и модернизации систем вооружения и военной техники (ВВТ). Первые три категории называют фундаментальными, прикладными исследованиями и технологическими разработками (ФПИТР).

Главная особенность формирования НТП в США – это разнообразие первоначально подготовленных планов исследований и разработок, структурированных по категориям работ, по отдельным научно-техническим направлениям или областям знаний, по механизмам реализации предполагаемых результатов исследований и разработок. Таких детализированных НТП в США много, и существенная их часть доступна через Интернет. Далее происходит сводное планирование НТП, в результате появляются комплексные планы и долгосрочные прогнозы развития (roadmap). Это – система планирования по принципу «снизу-вверх». Естественно, в тесной интеграции с ней в США реализуется механизм приоритетного планирования «сверху-вниз» – от национальных стратегий, доктрин и концепций развития к отдельным, ведомственным руководствам по стратегическому планированию ФПИТР. За планированием НТП следует бюджетное программирование.

В США НТП могут быть с государственным (за счет госбюджета), с коммерческим и со смешанными источниками финансирования. По объёму бюджета коммерческие НТП примерно в 2,3 раза превышают государственные.

В США нет единых государственных программ в смысле существования ограниченного круга заказчиков и распределителей финансов. Исключена ситуация, когда только одна организация принимает решения по реализации какой-либо крупной программы – обязательно должна быть конкуренция одного ведомства с другим, в рамках одной программы. Каждый заказчик из множества финансирует работы в рамках своего бюджета. Тематики исследований и ОКР пересекаются лишь в части достижения общих задач. Конкуренция ведется по важности полученных результатов и эффективности использования полученных финансов, т.е. в сфере эффективности управления средствами.

Практически любое ведомство, получающее деньги из госбюджета США на проведение ФПИТР, является конкурентом другому. Например, Национальный институт стандартов и технологий (NIST) и Министерство обороны напрямую конкурируют друг с другом в области нанонауки и нанотехнологий. Именно поэтому год от года разные ведомства получают то больший, то меньший объемы финансирования – кто более эффективно управлял средствами и координировал заказы на НИОКР в определенной области, тот и получает больше средств в последующий период (в той же области). Единого же источника финансирования работ по определенной тематике нет – иначе начинается коррупция.

Планы программ публикуются для обсуждения. Контролирующие программу структуры заняты не документооборотом, а анализом альтернатив и выработкой коллективного решения на продолжение или прекращение работ.

Федеральные программы («национальные инициативы») основываются на результатах фундаментальных и прикладных работ, комплексно, а не на мнениях экспертов.

В США сама система научно-технических исследований очень легко адаптируется к новшествам. Программа развития инноваций в малом бизнесе (SBIR) и программа передачи технологий в сфере малого бизнеса (STTR) наиболее чувствительны к научным достижениям небольших компаний и частных лиц (фундаментальные и поисковые исследования). Система позволяет быстро на практике проверить как реализуемость идеи, так и параметры эффективности разработки.

Бюджет на экспериментальные работы сопоставим с объёмом денежных средств на разработку.

В США система формирования НТП ориентирована на быструю проверку реализуемости самой научной идеи и своевременную оценку показателей эффективности связанных с ней разработок.

Программы

  • Финансовая и консультационная поддержка инновационных компаний
    • Программа инновационных исследований в малом бизнесе (SBIR)
      • Программа по трансферу технологий в малом бизнесе (STTR)
      • Программа по инвестициям в малый бизнес (SBIC)

 

Научная деятельность

Наукой в США занимаются в организациях:

  • Университеты (40-50%),
  • крупные государственные лаборатории (например, Los Alamos National Lab, Naval Research Lab, Oak Ridge National Lab), лаборатории при министерствах,
  • крупные и средние компании (например, IBM, Motorola, Intel)

Ступени высшего образования:

  1. undergraduate school: 4 года обучения, студенты, результат – степень бакалавра,
  2. graduate school: 2 года, аспиранты, обучение на магистра M.Sc или МА, или 4-5 лет, на доктора философии Ph.D – аналог аспирантуры.
  3. Постдоки – молодые учёные с докторской степенью, которые продолжают образование и занимаются исследованиями.

Преподавательские должности:

  • Россия: ассистент, доцент, профессор,
  • США: assistant professor, associate professor, full professor.
  • Ассистент-профессор: обычно с 32-36 лет, после одного, 2-х или 3-х постдоков. В идеале является полностью сформировавшимся, независимым ученым, который может работать самостоятельно. Т.е. сам находит себе интересные задачи, сам выбивает под них финансирование/гранты, сам набирает себе в группу аспирантов и постдоков, и занимается с ними научной работой (в университете «исследовательского» типа). По уровню свободы и ответственности больше соответствует доценту в российской системе.
  • Тип договора: должность assistant professor является «tenure-track» (срочный договор с университетом на 5-6 лет, после чего экспертная комиссия может повысить должность и дать «tenure»). Associate/full professorship – «full tenure» (бессрочный контракт, должность, с которой невозможно уволить).
  • Быть учёным в США перспективно и уважаемо. Очень высокий уровень дохода – зарплата профессора около $160 тыс. в год.

Университеты:

  • с преобладанием обучения или с преобладанием исследований.
  • Понятие «исследовательский университет» пришло из США. Согласно классификации Карнеги (применялась до 2000 года), все американские вузы делились на несколько групп, высшая из которых называлась «исследовательские университеты». По этой типологии только 6-7% от всех университетов и колледжей США были исследовательскими.
  • С 2005 года эту методику радикально пересмотрели и понятие «исследовательский университет» исчезло. Но на неформальном уровне понятие употребляется до сих пор.

Типы стипендий:

  • Fellowship – особо одарённым студентам, выплачивают фонды и ассоциации (университеты – редко),
  • Teaching Assistantship (TA) – аспирантам за выполнение определённой «низкоквалифицированной» преподавательской работы, выплачивают факультеты,
  • Research Assistantship (RA) – профессор выплачивает аспиранту из своего гранта.

Численность обучающихся: 19,1 млн. студентов в колледжах и университетах (2010-11 г.) – рост на 3,8 млн. с осени 2000 г.

Число выпускников (2010-11 г.): 798 тыс. — associate degree, 1669 тыс.  – степень бакалавра, 659 тыс. – магистры, 96,5 тыс. – первая профессиональная ступень (2 года практики после степени бакалавра), 69,6 тысяч – докторская степень.

Источники средств для американской науки: федеральные гранты, гранты обществ и подарки (от бывших учеников, благодарных пациентов, завещания).

 

Особенности американского образования:

  • Во многих университетах США преподают учёные мирового уровня.
  • У студентов: ответственность за своё развитие и образование, инициатива при получении знаний. В американских университетах невозможно получить максимум образования без личной инициативы. Успех учебного процесса зависит от самостоятельности студента: выбор предметов, пересдача экзамена – личное дело студента.
  • Важно, чтобы в университетах студенты могли слушать лекции учёного, который лично занимается самыми передовыми исследованиями. Часто бывает, что такие учёные – плохие лекторы, потому что они исследователи, а преподавание им не очень интересно. Возможность получить информацию от классика, живущего в тематике, может очень сильно повлиять на становление будущего учёного и очень много даёт студенту. Отсутствие взаимодействия образования с практической наукой – огромный недостаток.
  • Гранты: зависят от области. Полная финансовая поддержка студентов магистратуры естественных наук (физика, математика, химия, биология). Социальные науки мало поддерживают, поэтому аспиранты гуманитарных наук обычно параллельно преподают, чтобы заработать на оплату обучения.

 

Особенности поддержки науки:

  • Финансовая поддержка науки очень высокая.
  • Университеты понимают, как нужно поддерживать учёных.
  • Взаимоотношения университетов и федеральных органов власти в США устроены проще, чем в России: существует система экспертов, федеральные чиновники заинтересованы в развитии науки, в научных проектах.
  • Раз в четыре года каждая лаборатория получает серьёзную оценку экспертов, которые могут рекомендовать руководству усилить финансирование проекта или вообще закрыть лабораторию. Т.о. чтобы держаться на плаву, постоянно сохраняется сильная конкуренция в научной среде. В университетах США похожая ситуация — разработки зависят от грантов, но постоянные позиции на рабочих местах у учёных сохраняются.
  • Схема конкуренции между разными фондами, стремящимися финансировать лучшую науку.
    • В США у учёного есть возможность получить финансирование не только из государственных источников, но и из независимых. Например, возможности для биологов: федеральные гранты, гранты от Национального института здравоохранения или от частных фондов (грант Говарда Хьюза, грант от Билла Гейтса и т.п.)
    • В России эта конкуренция совершенно отсутствует. Поддержка науки сильно монополизирована: либо это происходит по линии РАН, либо это федеральные программы. Система строится по вертикали, поэтому заведующий лабораторией, даже с именем, всегда сильно зависит от директора института, от РАН и т.д.
  • Плюрализм в науке (система разнообразия) способствует развитию внутренней свободы учёного, разрушению авторитарных схем в области поддержки науки, в освещении научных результатов, в самой науке.
    • Публикации: много журналов, их доступность всем учёным,
    • Финансирование: много фондов, много экспертных советов.
  • Прошлые заслуги учёного в США не оцениваются без конца, как это делается в Российской академии наук. Нобелевским лауреатам, членам национальной академии наук США каждый год приходится демонстрировать свою продуктивность (через публикации в престижных журналах, презентации на конференциях, борьбу за гранты). В США доказывать свою инновационность, креативность нужно ежедневно. Если в России многие институты и лаборатории существуют как балласт, который держится исключительно на прошлом признании, то в США такое невозможно.

 

Поддержка науки

Национальный научный фонд (NSF)

  • Единственное американское федеральное агентство, чья миссия включает в себя поддержку фундаментальной науки и техники (исключая медицину). 20% федеральной поддержки научных учреждений для проведения фундаментальных исследований.
  • Субсидии и соглашения о сотрудничестве с 2000 колледжей и университетами, предприятиями и научными центрами. Фонд ежегодно получает 40 тысяч заявок, из которых около 11 тысяч заявок финансируются. Ежегодно несколько тысяч стипендий для аспирантов и докторантов.
  • Фонд также поддерживает совместные исследования, научно-исследовательских центров, лаборатории, океанские суда и арктические исследовательские станции, международные исследования.
  • Общая сумма финансирования (динамика): $2,3 млрд. в 1991 г., $4 млрд. в 2000 г., $6 млрд. в 2008 г., $9 млрд в 2009, спад до $7 млрд. в 2010 г. и снова рост.

 

Рисунок 8. Бюджет  финансирования NSF за период 1991-2011 гг., млн. долл. США

 

  • Поддержка в виде грантов, контрактов и соглашений о сотрудничестве.
    • Крупных инфраструктурных наград и центров (инженерная инфраструктура, научные центры), полярных исследований.
    • Президентские и почётные программы: в партнёрстве с Белым домом. За выдающиеся достижения видным учёным, инженерам и педагогам, которые демонстрируют исключительное лидерство в области науки, технологии, инженерии, математики и STEM-образования:
      • Президентская Национальная медаль за науку (за вклад в знания физических, биологических, математических, инженерных, социальных или наук о поведении).
      • Президентская премия за выдающиеся достижения в обучении математике и естественных наук (PAEMST) – школьным учителям.
      • Президентская награда ранней карьеры для учёных и инженеров (PECASE): учёным в начале их независимой карьеры, признание выдающихся учёных и инженеров, которые проявляют исключительный потенциал для лидерства в начале своей карьеры,
      • Президентская премия за выдающиеся достижения в наставничестве в науках, по математике, в инженерных науках. Программа направлена на выявление выдающихся программ по наставничеству. Призёры должны служить образцами для своих коллег, лидерами по развитию человеческих ресурсов нации в области науки, математики и инженерии.
      • Премия Алана Т.Уотермана; Премия Ванневар Шуш от Национального научного совета; Public Service Award за вклад в повышение общественного понимания науки и техники в США.

 

Американский Фонд Гражданских Исследований и Развития (CRDF)

  • U.S. Civilian Research and Development Foundation
  • В основу деятельности Фонда заложены две основные цели:
  • Обеспечение взаимовыгодного сотрудничества на благо независимых государств бывшего СССР и Соединенных Штатов Америки;
  • Распространение идей демократизации и рыночной экономики
  • Следующие три фактора являются главными для достижения этих целей:
  • Высокое качество и техническое совершенство служат определяющими критериями для финансирования и администрирования проектов
  • Плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству способствует тесная связь Фонда с правительственными и неправительственными организациями в странах бывшего СССР, ответственными за развитие науки и технологий, а также за коммерциализацию совместных исследований
  • Надежные законные пути передачи валютных средств грантополучателям осуществляются благодаря хорошо разработанным финансовым механизмам
  • Деятельность по реализации программ координируется Советом директоров Фонда, его Головным офисом и представительствами на местах в странах бывшего СССР.

 

Национальный Институт здравоохранения (NIH)

  • Основной центр правительства США, ответственный за исследования проблем здравоохранения и биомедицины. Состоит из 27 институтов и НИЦ. Финансируется правительством США.
  • основной источник финансирования биологических исследований в США. Поддержка научных исследований и обучения в области здравоохранения в международном масштабе.
  • Формы поддержки: гранты на проведение исследований и обучение, стипендии. Огромное количество видов грантов.
    • Гранты на исследования
      • от $500 тыс в год на 3-5 лет, $50 тыс. в год на 2 года, малые исследовательские проекты – до $300 тыс. всего за 3 года,
      • Трансфер бизнес технологий STTR для стимуляции научно-технических инноваций через кооперацию исследований и разработок R/R&D малого бизнеса и исследовательских институтов: 1 год $100 тыс., 2 год $750 тыс., 3 год коммерциализация.
      • Инновационные исследования для малого бизнеса,
      • Краткосрочные высокоприоритетные программы,
      • Поддержка независимости молодых учёных.
    • Награды для развития карьеры. Гранты на участие (проведение) в конференциях. Программные гранты по проектам/центрам. Программы Транс-NIH.

 

Совет по международным исследованиям и обмену (IREX) USA

  • Международная некоммерческая организация, под эгидой которой реализуются многочисленные новаторские программы по развитию лидерского потенциала в формирующихся демократических странах. Целью инициатив IREX является повышение качества образования, поддержка независимых средств массовой информации и многостороннее развитие институтов гражданского общества.

Программа Фулбрайта

  • Программа Фулбрайта – одна из наиболее известных и престижных в мире учебных программ по обмену студентами и лекторами на самом высоком уровне.
  • Крупнейшая из финансируемых правительством США международных программ в области образования. С 1946 г.: 320 тыс. чел.
  • Гранты Государственного департамента США на обучение, проведение исследований и стажировку: студентам, преподавателям, специалистам и учёным США и других стран для обучения, преподавания, исследований и чтения лекций в США и 150 странах мира.
  • 6000 грантов в год с бюджетом более $250 млн.

HHMI (Медицинский институт Говарда Хьюза).

  • Частный фонд, который выдаёт очень большие деньги на конкретные научные исследования.
  • Программа поддержки молодых учёных: грант Говарда Хьюза. Международный конкурс, 2011 г. Цель: отобрать 35 молодых учёных, работающих в области биологии и медицины в научных институтах 18 стран мира, Помочь талантам, ранее прошедшим обучение в США, выполнить независимые научные проекты. Каждому: $650 тыс. на 5 лет и возможность продления гранта ещё на 5 лет (по $250 тыс. в 1-й год и по $100 тыс. в течение 4-х лет). Бюджет программы: $24 млн. Дополнение к конкурсу молодых учёных, работающих в США: ежегодно с 2008 г. 50 учёных  получают финансовую поддержку от HHMI.

Ассоциация вычислительной техники (АСМ), NY.

  • Премия Тьюринга (аналог Нобелевской премии в области информатики)
  • Сумма премии – $250 тыс. Спонсоры: корпорации Intel и Google.

Американский благотворительный фонд поддержки информатизации образования и науки

  • Деятельность фонда направлена на достижение следующих целей:
    • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
    • поддержка и реализация программ и мероприятий, направленных на содействие духовному развитию человека в сферах просвещения, образования, науки, культуры, искусства;
    • реализация социально-культурных, научно-образовательных и иных благотворительных программ и проектов.

Фонд Премии Роберта А. и Виргинии Хайнлайн:

  • международный конкурс научно-инновационных работ молодых исследователей «Полёт в будущее». Памяти американского фантаста Р.Хайнлайна и 50-летию со дня полёта Ю.Гагарина. Цель: выявить таланты и поощрить коммерческую деятельность в космическом пространстве. До 30 лет. Описание проекта в области освоения и использования космического пространства в мирных целях, со значительным потенциалом, реализация которого позволит получить экономический эффект.

Крупные корпорации

  • Пример: Маркетинговая кампания для привлечения молодёжи и для поиска научных талантов. Всемирный научный конкурс для молодёжи от Google (с участием CERN, The LEGO Group, National Geographic и Scientific American): уникальная онлайн-олимпиада Google Science Fair 2011, для молодёжи 13-18 лет со всего мира, возможна команда из 3 человек. Призы: поездка на острова (от National Geographic), стипендии и стажировки (5 дней в CERN). 15 финалистов лично представят свои проекты жюри, в составе которых всемирно известные учёные.

 

(c) При любом цитировании материалов с сайта Фонда УМА обязательна ссылка на первоисточник

Наш e-mail: Социальные сети: twitter.com/funduma | vk.com/fonduma