Япония

О стране:

  • Ограниченные природные ресурсы. Человек и ноу-хау – единственные ресурсы.
  • История:
    • До 2-й Мировой войны это неразвитая страна
    • Японское экономическое чудо 50-60х годов – небывалый подъём в экономике страны после фатального для неё завершения 2-й Мировой войны.
    • Стратегия: Развитие науки и техники своими силами было затратно и долго. За 30 лет, с 1949 г. Япония приобрела 34 тыс. лицензий и патентов у западных коллег, творчески их переработала и внедрила в производство. Итог: за $78 млрд. и в кратчайшие сроки Япония создала собственный научно-технический потенциал. Эффективность стратегии – от 400% до 1800% в отдельных отраслях.
    • Сейчас 2-я в мире по величине экономика.
  • Системные проблемы:
    • Старение населения,
    • медленная реализация реформ,
    • иммобильность персонала.

 

Наука и технологии

  • Мировой лидер в области высоких технологий,
  • Высокая технологичность производства
  • Огромная роль образования.
  • Распространённые наукоёмкие хобби: астрономия, робототехника.
  • Наука и техника – «решающие факторы для оживления экономики и национальной безопасности страны».
  • Исследователи и технические специалисты – «Человеческие ресурсы, создающие ценности» (из Белой книги).
  • 4-й Основной план по развитию науки и техники стартует с 2011 г.
  • Крупнейшие вузы: Токийский университет (знаменит своими научно-исследовательскими лабораториями), Киотский, Осакский, Хоккайдский университеты.
  • Проблемы науки:
    • Сокращение численности рабочей силы. Научные исследования и инновации неизбежно страдают от растущей нехватки персонала.
    • настороженное отношение граждан к иммиграции (низкий уровень иммиграции).
    • неадекватность предпринимательства,
    • недостаточно возможностей для молодых учёных,
    • возрастание проблем сотрудничества между университетами и промышленностью, правительством,
    • интерес к естественным наукам и технологиям среди молодежи невысок.
    • Недостаток специалистов в фундаментальных науках. Число университетских абитуриентов, поступающих на факультет инженерии: 533 тыс. человек в 2008 г., 900 тыс. человек в 1992 г. Число абитуриентов на факультет науки за почти 20 лет почти не изменилось: 96,5 тыс. человек в 2008 году.
    • Снижение числа студентов, получивших докторскую степень (пик в 2003 г.)
    • Снижение процента молодых преподавателей университетов (до 37 лет), от которых ожидают большей продуктивности, чем от пожилых преподавателей, с 25% в 1998 г. до 21% в 2007 г.
  • Старая модель: внедрение ноу-хау в промпроизводство для выпуска высококачественной продукции по конкурентным ценам. Сейчас: жёсткая конкуренция со стороны Китая, Кореи и др. государств с дешёвой рабочей силой. Новая модель: необходимы постоянные инновации, чтобы выжить на глобальном рынке.
    • Подавляющее большинство японских учёных является одновременно преподавателями вузов и сотрудниками каких-то компаний, что существенно ограничивает их во времени.
    • Отсутствие независимых академических учреждений приводит к тому, что распространение научной информации в Японии существенно отличается от того, как это происходит в России. В Японии нет общенаучных изданий. Чтобы напечатать статью, надо быть либо сотрудником университета (и тогда материалы будут печататься в университетских сборниках), либо входить в межвузовские научные сообщества, которых в Японии довольно много. Круг читателей этих журналов ограничен членами этих сообществ. Соответственно, обмен научными идеями и распространение своих достижений также существенно ограничены. Многие учёные компенсируют это тем, что состоят в нескольких научных сообществах сразу, и тогда они получают возможность следить, над чем работают их коллеги в других местах, а также извещать их о своей работе.

 

Показатели в науке:

  • Огромное количество учёных на 1 тысячу человек (3 место в мире).
  • Инвестиции:
    • Доля НИОКР в ВВП: 2011 г. — 3,8% (больше всех в мире), к 2020 г. – 4%.
    • С 1996 по 2010 г. правительство выделило более 60 триллионов иен[1] на разработку основных планов улучшения уровня науки и техники.
  • Огромное количество патентов
  • Невысокий уровень цитирования научных трудов:
    • 2007 г.: Япония — 0,94, США -1,51; Великобритания — 1,37; Германия — 1,24; Канада — 1,23, Франция — 1,12 раз.
  • Цукуба
    • самый крупный научный город в Японии.
    • 13 тысяч исследователей, из них 3700 – иностранцы.
    • Университет Цукуба: 300 НИИ и частных компаний.

 

Приоритеты:

  • Приоритетные проекты:
    • наука о жизни, информация и коммуникации, окружающая среда, нанотехнологии. Зелёные технологии, робототехника.
  • Стимулируемые отрасли:
    • энергетика, социальная инфраструктура, технология монодзукури (философия производства), пограничные области.
  • Критические технологии:
    • Система оперативного мониторинга и исследования океана. Лазеры. Следующее поколение суперкомпьютеров. Космическая транспортная система.
  • Новая стратегия роста (2011):
    • Зелёные инновации. Инновации для жизни. Азия. Туризм. Наука и техника, ИКТ. Занятость.

В Основном плане по развитию науки и техники в Японии (от 2006 г.) определены задачи для цели «Реформирование S&T системы»:

  • создание среды, где люди процветают,
  • поддержка независимости молодых исследователей,
  • повышение мобильности человеческих ресурсов,
  • подавление скорости инбридинга на факультетах,
  • содействие деятельности женщин-ученых,
  • резкое повышение последипломного образования,
  • содействие деятельности иностранных исследователей,
  • решение организационных и оперативных узких мест, которые препятствуют S&T деятельности,
  • Реформирование системы научного фонда за пределами офиса и министерств,
  • Развитие сотрудничества промышленность-правительство-университет,
  • содействие предпринимательской деятельности в отношении венчурных R&D.

 

Таблица 1. Уровень прямых иностранных инвестиций (ПИИ)

Страна

ПИИ в процентах
от номинального ВВП (2003)

Япония

2.1

Соединенные Штаты

37.5

Соединенное Королевство

37.5

Германия

27.4

Франция

42.6

Канада

31.9

Австралия

36.9

Источник: Адаптировано из MAC (2005), используя МВФ «Международная финансовая статистика.

В Японии сейчас самый низкий уровень прямых иностранных инвестиций любой крупной развитой страны.

 

Реализация планов по развитию науки и техники:

  • Стратегия:
    • нацеленность на коммерческую эффективность научных исследований,
    • привлечение к сотрудничеству наиболее талантливых и перспективных учёных.
  • Быстрое расширение сотрудничества между университетами и промышленностью, что привело к появлению многих новых университетов.
  • В 2004 г. все японские университеты были отчасти приватизированы и стали «национальными университетскими корпорациями», в которых профессорско-преподавательский состав и другие сотрудники утратили своё положение госслужащих.
  • Переход к более частому использованию временных академических должностей.
  • Конкурентное финансирование НИОКР,
    • Возможные негативные последствия: Подрыв сегодняшней университетской системы. Поддержка ведущих университетов. Ограничения научно-исследовательских возможностей других университетов. Разрушение внутренних связей в области НИОКР.
  • Центры передовых знаний.
  • Рост расходов на НИОКР.
  • Рост числа исследователей.

 

В последние годы Япония увеличила уровень финансирования R&D и провела ряд крупных реформ в S&T инфраструктуре, которые предназначены для улучшения сотрудничества между университетами, промышленностью и правительством и для стимулирования инноваций.

С начала 1990-х годов Япония проводит капитальный ремонт своих научных учреждений (но медленно).

Значительное увеличение бюджета на финансирование S&T исследований. Расходы на R&D: с 0,6% ВВП в начале 1990-х, 0,69% в 2000 г. до составили 3,67% ВВП в 2007 г. – самый высокий показатель в мире (в США 0,83% в 2004 и 2,68% ВВП в 2007, в Германии 0,76% в 2004 г.), соотношение расходов частного сектора к государственным – 5 к 1.

В конце 1960-начале 1970 гг. ослабло тесное сотрудничество национальных университетов Японии и промышленности за счёт роста R&D в японских компаниях. Сейчас на университеты Японии приходится лишь 47% от фундаментальных исследований.

Отделение национальных университетов и исследовательских институтов от государственной системы, что дало им большую автономность в распределении ресурсов и больше свободы для кооперации с промышленностью.

Внимание к политике S&T на уровне исполнительной власти даёт Японии потенциальное преимущество по сравнению с другими развитыми странами в области принятия долгосрочной политики воздействия на научные исследования, образование и инновационные технологии.

В 1999 г. принят Закон о специальных мерах для активизации промышленной деятельности с целью поощрения передачи технологий от университетов в промышленность. Закон позволяет грантополучателям поддерживаемых правительством исследований сохранять право собственности на интеллектуальную собственность и патенты, полученные из исследований.

Создание совместных исследовательских лабораторий (технологических инкубаторов) для ускорения процесса передачи технологии.

 

Типы организаций, которые проводят масштабные научные исследования:

  • Научные лаборатории при всех крупных университетах страны. Они ведут исследования на средства, получаемые преимущественно в виде грантов. Ведущие сотрудники этих лабораторий обязательно преподают в университетах, а студенты имеют возможность участвовать в исследовательских проектах.
  • отделы НИОКР частных компаний. Крупные корпорации — Honda, Toyota, Mitsubishi, Hitachi — уделяют значительное внимание научным исследованиям, позволяющим создавать новые технологии и продукты. Например, Honda участвует в разработке нового поколения гуманоидных роботов и проводит исследования по созданию нейрокомпьютеров. В корпорациях наука прикладная, но она опирается на фундаментальные исследования, поэтому корпорации либо прямо финансируют научные лаборатории, либо выделяют специальные гранты на конкурсной основе учёным, работающим в университетах или в независимых научных организациях.
  • В Японии нет Академии наук.

 

Пример организации работы в Институте Мозга в структуре корпорации RIKEN:

  • Опыт RIKEN признан очень удачным. Он лёг в основу новой научной стратегии страны, целью которой является большая открытость науки и привлечение наиболее талантливых учёных в создаваемые сейчас исследовательские центры мирового уровня.
  • Институт Мозга – один из лучших в мире. 51 лаборатория, нейронаука,
  • Нацеленность на активную интеграцию в международную научную среду.
  • Ежегодный бюджет: 9 млрд йен (2 млрд рублей), что довольно много даже для Японии.
  • вся научная документация ведётся на английском языке,
  • приглашены ведущие мировые эксперты, около 20% сотрудников института — выходцы из других стран, в т.ч. из России.
  • Ранее: разделение между университетами и исследованиями:
    • университеты занимались образованием и делали науку на гранты,
    • Институты RIKEN получали хорошее базовое финансирование исключительно для научных исследований. Образовательных программ не было, сотрудники лабораторий должны были иметь степень PhD, официально приглашать работать студентов или аспирантов руководители лабораторий не могли.
  • Сейчас: партнёрство с ведущими японскими и зарубежными университетами.
  • Отбор исследователей (из разных стран) для всех сотрудников на конкурсной основе.
  • Оценка научной деятельности каждой лаборатории раз в 5 лет. Для оценки приглашаются более десятка ведущих мировых учёных.
  • Каждой лаборатории на всю работу отводится два 5-летних цикла, через 10 лет она должна закончить свою работу.
  • Индивидуальная отчётность научных сотрудников, годовой контракт с ежегодным продлением максимум до 5 лет. Оплата в зависимости от результативности.
  • Возрастной ценз
    • чтобы предоставить лучшие карьерные перспективы для талантливой молодёжи.
    • В университетах Японии жёсткие правила в отношении возрастного ценза учёных: профессор по достижении пенсионного возраста более не может занимать эту должность. Но в независимых исследовательских центрах, включая RIKEN, это правило соблюдается менее строго, что позволяет именитым профессорам из университетов продолжать работать и после наступления пенсионного возраста.
  • Коммерциализация технологий:
    • Активный трансфер технологий. Поощрение сотрудников в этом процессе.
    • В корпорации RIKEN научные сотрудники могут работать в некоммерческих организациях (преподавать), в коммерческом секторе (консультантом), могут получать прибыль от собственных исследований в какой-либо иной компании.
    • Центр стратегий интеллектуальной собственности при RIKEN: патентование разработок и связи с промышленностью. Права закрепляются за RIKEN, а учёные получают премии и возможность открыть свою компанию для коммерциализации своего изобретения вместе с RIKEN.
  • Информация о грантах:
    • самостоятельно искать не надо. Специальная служба ежедневно собирает информацию, руководителям разносят информационные листки, рассылка по электронной почте, собирается база данных на внутреннем сайте института.

 

Привлечение учёных

  • Японцы хорошо понимают, что талантливые учёные — большая редкость в пересчёте на общую популяцию населения любой страны, ресурс, который дороже нефти и газа.
  • Впечатляющие способности Японии привлекать учёных из-за рубежа.
  • Великолепно развита грантовая система поддержки научных проектов.
    • В основном — естественных и технических специальностей, реже — гуманитарных
    • множество коммерческих грантов, большей частью от частных компаний и фондов.
    • Крупные компании нередко поддерживают целые институты и создают научные центры. Распространённая практика: небольшие компании могут предложить совсем небольшой грант на 5 проектов (от 5 млн йен — $30-40 тысяч), что достаточно. Частные гранты выдаются обычно под конкретные исследования.
    • Гранты составляют достаточно серьёзные суммы, позволяющие на высоком уровне проводить исследования, организовывать международные конференции.
    • В японских университетах существуют специальные финансовые программы, в рамках которых можно проводить симпозиумы, приглашать коллег из-за рубежа.
  • Причины утечки мозгов
    • не связаны с недостатком финансирования или экономической миграцией.
    • Карьерный рост.

Как правило, за границей (например, в США), молодые японцы могут сделать более быструю карьеру в науке, чем в японском университете. Традиционная иерархическая система сдерживает карьерный рост, и японское правительство реформирует её вводом возрастного ценза, пытаясь добиться большей эффективности.

  • Привлечению способствует традиция: в японских семьях принято, что дети должны заботиться о своих родителях, старший сын должен вернуться к ним, когда они становятся пожилыми. В соответствии с традицией дети возвращаются в Японию, когда их родителям требуется помощь.

 

Основные организации, занимающиеся поддержкой и привлечением учёных, и их программы:

  • Японское общество содействия науке(Japan Society for the Promotion of Science, JSPS).
    • С 1932 г. некоммерческий фонд. С 1967 г. – квазиправительственная организация.

Источник финансирования JSPS – ежегодные субсидии японского правительства.

Задачи: поддержка молодых исследователей; содействие международному научному сотрудничеству; налаживание сотрудничества между академическим сообществом и промышленностью; сбор и распространение информации о научно-исследовательской деятельности.

  • Международные программы. Общее описание:
    • организация визитов иностранных ученых в Японию, включая предоставление стипендий иностранным ученым и исследователям с ученой степенью;
    • осуществление международных научных проектов и организация научных конференций;
    • реализация двусторонних программ сотрудничества с иностранными научными учреждениями и вузами, предусматривающих обмен учеными,
    • проведение совместных исследований и семинаров,
    • сотрудничество исследовательских центров и др.
    • Стипендии для иностранных учёных
      • Программа стажировки для молодых зарубежных учёных
        • На 1-2 года. Цель — предоставить молодым ученым (постдокам), недавно получившим учёную степень, возможность проводить в Японии совместные исследования с ведущими исследовательскими коллективами в университетах и других японских организациях под руководством своих руководителей. Тесное сотрудничество для расширения научных исследований в партнёрских странах.
        • Оплата: авиабилет, стипендия 270 тыс. иен в мес, подъёмные — 200 тыс. иен, проживание – до 100 тыс. иен в мес., страховка, месячное содержание членам семьи 50 тыс. иен в месяц.
        • можно подать заявку на грант внутри гранта для стипендиатов JSPS на сумму до 1500 тыс. иен для покрытия расходов на проведение исследований (оборудование, расходные материалы, транспортные расходы внутри страны в течение одного года пребывания в Японии).
        • Командировки (краткосрочные) для учёных из США, Канады и некоторых Европейских стран
        • Летние программы JSPS: Постдокторская стипендия для иностранных аспирантов и молодых учёных из США, Канады, Великобритании, Франции и Германии.
          • Возможность получить ориентацию на японскую культуру и научные исследования, проводить исследования под руководством учёных в принимающих университетах и НИИ летом на 2 месяца. Оплата: проезд, стипендия 534 тыс. иен, внутренние командировки – 58,5 тыс. иен, расходы на исследования – до 100 тыс. иен, страховка.
          • Пригласительная стипендиальная программа стажировки для проведения исследований в Японии (краткосрочная, долгосрочная),
            • Японские учёные могут пригласить своих зарубежных коллег в Японию для участия в совместной работе (заявки принимаются только от местных японцев). Обязательное условие, способствующее дальнейшему научному сотрудничеству и обмену, наличие связей между японскими и иностранными учеными.
            • Краткосрочная (220 чел. на 14-60 дней): организация визитов высококвалифициро­ванным научным сотрудникам, преподавателям университетов, ученым с большим профессиональным опытом для участия в дискуссиях, семинарах, чтения курсов лекций и т.п. Оплачиваются: авиаперелет, суточные 18 тыс. иен, транспортные расходы до 150 тыс. иен, страховка.
            • Долгосрочная (70 чел. на 2-10 мес.): организация визитов профессорам (доцентам) и преподавателям университетов для проведения совместных исследований с японскими учеными на базе университетов и НИИ Японии. Оплачиваются: авиаперелет, стипендия 370 тыс. иен в месяц, страховка, расходы на проведение исследования 40 тыс. иен, проживания и дорога до 100 тыс. иен.
            • Награды выдающимся учёным от JSPS:

Приглашение нобелевских лауреатов или других выдающихся учёных с целью помогать молодым японским учёным в качестве наставников, вдохновлять их на великие достижения. Призёрам также может быть предложено внести их советы и знания о путях повышения эффективности планирования, проведения и оценки научных исследований в японских университетах и НИИ (примерно 4 награды в год, условия награды: авиабилеты бизнес-класса, суточные 42 тыс. иен, семейное пособие 10 тыс. иен, поддержка проживания).

  • Научный диалог,

Возможность стипендиатам JSPS – молодым талантливым зарубежным учёным – читать лекции по своей научно-исследовательской работе в средних школах и институтах в непосредственной близости от принимающего японского учреждения. Лекции будут стимулировать интерес студентов к научным исследованиям, углубление международного взаимопонимания, укрепление связей стипендиатов с Японией.

  • Пригласительная программа для молодых учёных из Восточной Азии.

Для магистров, аспирантов и молодых докторов наук. Создание и расширение сети учёных из азиатских стран, помощь в развитии высококвалифицированных человеческих ресурсов и создании научно-технического сообщества в регионе. На проект: от 10 молодых учёных, финансирование до $10 млн.

Страны: Индонезия, Камбоджа, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Малайзия, Мьянма, Лаос. Возможно: Австралия, Новая Зеландия, Индия.

До 2011 г. – это была программа обмена. В 2007 г. на 2-м Саммите стран Восточной Азии премьер-министр Японии объявил о плане реализации молодёжных программ обмена на 35 млрд. иен для 6000 молодых учёных из стран Восточной Азии на 5 лет.

  • Поддержка международных совместных исследований, семинаров и обменов.
    • Двусторонние программы (Bilateral Programs)
      • Совместные исследовательские проекты и семинары. Для создания прочной сети. Финансовая поддержка японских исследователей.
      • Научные обмены. На основе двусторонних соглашений с аналогичными организациями, JSPS предоставляет финансовую поддержку японских исследователей при посещении других стран для проведения исследований и семинаров.
      • Инициативные научные исследования G8 (G8 Research Councils Initiative)
        • Многосторонние совместные исследования при поддержке семи стран G8. Программа финансирует широкий спектр совместных международных проектов из высококлассных исследователей из университетов и НИИ стран-участников.
    • Программа строительства исследовательских центров в передовых областях
      • Программа Ядро-Ядро (JSPS Core-to-Core Program)
        • Формирование межинституциональных сетей и связей между передовыми научно-исследовательскими учреждениями Японии и западных стран.
    • Проведение научных обменов с азиатскими и африканскими странами.
      • Азиатская программа CORE
        • JSPS поддерживает мероприятия, в т.ч. проведение совместных исследований и семинаров на основе равноправного партнерства с учреждениями-партнерами в Азии. Цель — формирование верхней мирового уровня научно-исследовательских центров в регионе, обеспечивая передовые платформы для укрепления молодых азиатских исследователей.
        • Научная программа Азии и Африки
          • Для решения проблем Азии и Африки японские университеты и НИИ создают исследовательские центры в этих странах и обучают коллег.
          • АЗ программа форсайт (A3 Foresight Program)
            • JSPS и партнёрские фонды из Китая и Кореи: трёхсторонние проекты создания топ исследовательских центров мирового класса в Восточной Азии.
            • Направление исследователей
              • Согласно правительственным дипломатическим инициати­вам, Японское агентство по международному сотрудни­честву (JICA) при поддержке JSPS направляет японских исследователей в азиатские и развивающиеся страны.
    • Международный обмен опытом и подготовка молодых ученых
      • Программа зарубежных визитов молодых учёных для циркуляции мозгов:

молодые учёные направляются в зарубежные командиров­ки для приобретения опыта исследований на 1 год и более.

  • Программа международного научно-исследовательского опыта для студентов и молодых учёных
    • Институциональная подпрограмма зарубежных визитов для молодых учёных: Поддержка программ японских универси­тетов и НИИ, направляющих своих студентов, аспирантов, молодых учёных и доцентов в зарубежные исследователь­ские учреждения для приобретения опыта исследований,
    • Подпрограмма зарубежных визитов первоклассных молодых ученых: Поддержка самых лучших молодых учёных (профессора, преподаватели, доценты, научные сотрудники) на индивидуальной основе. Командировки в зарубежные топ-рейтинговые исследовательские учреждения для обмена опытом и создания сети контактов (На 3-18 мес., авиабилеты, проживание, стипендии).
    • Международная тренинговая программа для молодых учёных (ITP): поддержка на ранней стадии их карьеры, на 2-12 мес.
    • Японо-германская стажировка аспирантов
    • Симпозиум Границы науки (FoS)

Двусторонние симпозиумы между Японией и США, Германией и Францией. По 30-40 учёных от страны.

  • Азиатский научный семинар
  • Серия конференций ESF-JSPS по пограничной науке для молодых учёных (Япония и Европа),
  • Гранты для посещения совещаний в Линдау (лекции нобелевских лауреатов),
  • Совещания HOPE: Возможность для отличников-докторантов из стран Азиатского региона участвовать в междисциплинарных дискуссиях с Нобелевскими лауреатами и другими выдающимися учёными.
  • Проведение международных исследовательских конференций в Японии

(до 40 мероприятий в год, до 2 млн. иен на все расходы, приглашение зарубежных учёных — свыше 25% участников)

  • Поддержка интернационализации университетов
    • Поддержка международного развития японских университетов. Стратегический фонд по созданию международных представительств в университетах.
    • Зарубежные практические тренинги для административного персонала университетов.
    • Поддержка исследовательских инициатив: Гранты в помощь научным исследованиям (KAKENHI). Гранты в помощь составляют около 5% от бюджета Правительства Японии на науку и технологии. Более 40% финансирования конкурентоспособных исследований обеспечивается при помощи этой программы. За период с 1997 по 2010 г. бюджет по программе вырос со 112 млрд. иен до 200 млрд. иен. В 2010 году из 104 тысяч заявок на новые проекты (всего 134 тысячи – новые и продолжающиеся проекты) гранты выиграли 26 тысяч новых проектов (всего 59 тысяч – новые и продолжающиеся проекты). Грантовые программы различаются на основе целей и характера исследований. Административные функции разделены между MEXT и JSP (в будущем – только JSP) (см. таблицу).
  • Японское научно-технологическое агентство (JST)
    • Поддержка международных исследовательских обменов и совместных исследований
      • Стратегическая международная совместная программа (SICP) / Стратеги­ческая международная совместная исследовательская программа SICORP): Поддержка японских и зарубежных исследователей в конкретных областях и из конкретных стран. Поддержка международных обменов.
      • Научно-техническое исследовательское партнёрство по устойчивому развитию (SATPERS) – решение глобальных проблем в развивающихся странах (до 100 млн. иен в год, финансирование совместно JST и JICA, 60 проектов в 33 странах)
  • Министерство Просвещения Японии(MONBU-SHO)
    • Программа «Стажёр-исследователь» (до 35 лет, на 2 года, надо изучить японский, стажировка в вузе, возможно обучение в аспирантуре и получение учёной степени),
    • Программа «Студент» (до 22 лет, хорошее знание японского, 5 лет, в т.ч. 1 год – курсы японского, обучение в вузе)
    • Программа «Японский язык и японская культура» (18-29 лет, на 9 мес., для японоведов)
  • Министерство Иностранных дел Японии/ Правительство Японии
    • Японо-Российский Центр молодёжных обменов. Поддержка научной деятельности в Японии молодых исследователей. Для упрочнения японо-российских отношений.
  • Японский фонд

Финансирование: субсидии от правительства, частные пожертвования. Темы: изучение Японии, решение глобальных проблем, межцивилизационный диалог, гуманитарные и социальные науки. Культурный обмен.

  • Программы поддержки исследований по Японии FELLOWSHIP. Поддержка научно-исследовательских организаций и исследователей.
    • Подпрограмма для ученых и специалистов. Долгосрочная, до 1 года
    • Подпрограмма для ученых и специалистов. Краткосрочная, до 60 дн
    • Подпрограмма для авторов докторских диссертаций, 4-14 мес.
    • Продвижение интеллектуальных обменов
      • Программа FELLOWSHIP по интеллектуальному обмену. Для иностранных учёных, исследователей, журналистов и др. Формирование интеллектуальных лидеров нового поколения Восточной Европы, Среднего Востока и Африки. Посещение Японии и проведение исследований.
      • Международные симпозиумы, семинары, мастер-классы. Гранты на организацию (72 гранта в 2010 г.),
      • Гранты на обучение (от некоммерческих организаций и частных лиц).
  • Японская ассоциация международного образования(AIEJ)
    • Программы краткосрочного дружеского обмена. Стипендия стажёрам (до 1 года).
  • Университеты Японии
    • Частные программы стажировок: международный обмен стажёрами вузов.
  • Министерство образования, культуры, спорта, науки и техники Японии (MEXT)
    • Набор иностранных студентов в вузы.

 

 

[1] Курс на 14.05.2011: 100 тысяч японских иен = 1242 доллара США = 34580 рублей.

(c) При любом цитировании материалов с сайта Фонда УМА обязательна ссылка на первоисточник

Наш e-mail: Социальные сети: twitter.com/funduma | vk.com/fonduma