Визит на кафедру биологии БГМУ

Музей Кафедры биологии

Наука на кафедре биологии развивается уже 80 лет. Первые исследования были посвящены вопросам геронтологии, сейчас уже более широко рассматриваются геронтологические инвазии. Также ученые исследуют паразитологию, генетику, поэтому исследования проводятся в этих двух аспекта.

В нашем университете есть, так называемый, целевой прием. Наши студенты, поступая к нам учиться, уже знают, что их через 5-6 лет ждут на работу, то есть у нас трех сторонний договор идет на подготовку специалистов, так что престиж профессии в университете есть.

Для студентов кафедры биологии, интересующихся наукой, есть дополнительные занятия, есть аспирантура. Ребята занимаются экологической генетикой – индивидуальной предрасположенностью к конкретным реакциям на воздействие факторов среды. Например, исследуется вопрос – почему хроническая обструктивная болезнь легких есть не у всех людей. Или почему некоторые люди, работающие на нефтеперерабатывающем заводе, подвергающиеся воздействию огромного количества мутагенных факторов химической природы, заболевают хроническим гепатитом, а у некоторых он не развивается.

Мы выявляем генетические маркеры, мы проводим анализ генов детоксикации, массы разных генетических изменений и выявляем генетические маркеры, которые потом можно будет использовать. Например, поступает сотрудник на завод, с ним сразу проводят тест, разработанный нами, чтобы выявить его предрасположенность к заболеванию. Мы разрабатываем эти маркеры, на сегодняшний день мы выявили маркеры предрасположенности к гепатиту у рабочих, профессиональным полевым и токсическим бронхитам, также к патологии щитовидной железы.

В последние годы на кафедре биологии активно защищаются кандидатские, активно проводится научная работа. Буквально на днях в Москве защищалась кандидатская диссертация, и сейчас готовится докторская по медицине труда. Заинтересованность молодежи в наших исследованиях – невозможно передать словами, настолько она велика, они все занимаются с огромным удовольствием.

Шикарное достояние всего медицинского университета это табличный фонд, он создаётся примерно с 80-х годов, таблицы очень старые, очень плохие. Но мы оцифровали весь комплект полностью, и теперь эти таблицы, например, касающиеся раздела паразитологии, тоже включены в атлас  плюс фотографии, которые студенты делают в микроскоп. Таблицы на компьютере, позволяют студентам более наглядно подойти к изучению предмета. Во время лекции, студенты могут на слайдах наблюдать одновременно за несколькими изображениями, сравнивать, делать выводы.

У нас очень много электронных разработок, среди студентов популярны электронные лекции. Например, в то время, как я читаю лекцию, студенты могут снимать фильм или же фотографировать мои презентации. Поэтому у студентов, не присутствующих на лекции, есть возможность прослушать, просмотреть эти лекции. Один из студентов, впоследствии издал атлас по медицинской паразитологии, где использовал фотографии презентаций. Таким образом, проявляется активность студентов, у них огромный потенциал и желание делать что-то новое, поэтому его нужно развивать.

Первая лаборатория – в ней все просто оборудовано, так как главное здесь — желание заниматься наукой. Преподаватели – профессиональные паразитологи, они занимаются со студентами с огромным удовольствием. В республике огромная потребность в паразитологических исследованиях, но, к сожалению, мы учебное заведение, и не все так просто нам добиться. К нам сегодня обращались из Института глазных болезней, дали препараты попросив дифференцировать что это. Педиатры постоянно обращаются, если у детей кашель, если какое-то паразитарное заболевание. Студенты в качестве научно-исследовательской работы занимаются выделением из песка, из почвы яиц гельминтов, потому что летом многие дети, которые играют в песок, рискуют проглотит эти яйца. Это опасно, так как они вызывают довольно тяжелую симптоматику, похожую на острый бронхит – кашель, температура. Их и лечат, как острых бронхит в течение двух недель период этой миграции проходит. Это очень интересные исследования.

Вторая комната самая светлая – здесь проводится подготовка посуды и электрофорез, потому что это заключительный этап молекулярно-генетического анализа. Здесь нужно, чтобы все было изолировано от других чистых комнат, так как тут мы выделяем ДНК из крови. Проблема только лишь в том, что метод выделения ДНК по экспресс-методике сложный, так как он не позволяет долго  хранится. Если же мы создадим хороший метод — фенольнохлорофольный будет очень резкий неприятный запах, зато этот образец ДНК будет храниться 20 лет в морозильнике при минус 70 градусах. Это называется банк ДНК и это тоже уникальный материал, который у нас пока что лежит, к сожалению, в обычной морозильной камере. Но даже так они в принципе могут хранится десятками лет, там реактивы небольшие. Используется метод фенольнохлорофольной инструкции против нашего здоровья, но за это этот образец может у нас хранится. И на сегодняшний день у нас несколько тысяч образцов ДНК вызванных таким образом, которые и по разным заболеваниям, и популяционные группы сравнения здоровых людей.

В лаборантской у нас идут реакции, эта работа требует от каждого человека тщательности и терпения, тот материал, который они наработают.

Кафедра биологии

Кафедра биологии очень активно работает с врачами, тесно сотрудничаем с клиницистами, поэтому проблем с материалом для исследований у нас не возникает. Есть только проблемы с оборудованием.

На данный момент ситуация такова: если бы на первом курсе университет принимал бы всех студентов, желающих заниматься наукой, то мест бы в действительности не хватило бы для всех. И так последние несколько лет – нет проблем с кадрами и руководителями. Если проблема с финансированием, не смотря на то, что мы постоянно участвуем в грантах. Все мы преподаватели и самое главное для нас учебный процесс. Университет выполняет 3 функции – наука, образование и лечебная работа. А клиницисты они ещё работают на базах клинических, следовательно есть пациент, есть хирургия.

(c) При любом цитированим материалов с сайта Фонда УМА обязательна ссылка на первоисточник