Руки помогают мозгу запомнить мелодию

Как мы запоминаем мелодию? И почему пианист, забывший ноты, часто начинает сначала? Ученые из Джоржтаунского университетского медицинского центра теперь знают ответы на эти вопросы. На ежегодной встрече сообщества неврологов Neuroscience 2012 исследователи раскрыли свои выводы о том, что мозг должен сделать, чтобы обработать новые музыкальные последовательности, и как их потом вспомнить.

Ответ, как сообщает Бреннон Грин, аспирант, работающий в лаборатории ведущего автора Джозефа Раушекера, заключается в следующем: задействованы две разные области мозга. Одна — чтобы запомнить свежую последовательность нот, вторая — чтобы потом вспомнить ее. Но что самое удивительное, в обеих используется моторика.

Грин, Раушекер и трое их коллег из Университета Аалто в Хельсинки использовали функциональную магнитно-резонансную томографию, задействовав добровольцев, прослушивающих музыку прямо в сканере. Исследователи обнаружили, что для запоминания музыки активировались базальные ганглии и мозжечок — области мозга, отвечающие за движение. Менее удивительным было бы, если б эти области использовались для пения — ведь оно требует хоть какой-то мышечной активности. Данные области были активны, когда люди пытались запомнить ноты, причем один звук активировал один нейрон, второй — следующий и так далее.

«Двигательная система включает в себя некоторые области головного мозга, которые природа избрала для декодирования звуков. Поэтому, чтобы узнать мелодию, слуховая система захватывает опорно-двигательный аппарат», — говорит Раушекер.. «Эта та самая часть мозга, которую мы используем, чтобы научиться ходить на лыжах или танцевать», — подтверждает Грин.

После того, как участники исследования узнавали звучащую мелодию, магнитно-резонансная томограмма показывала, что активность мозга переключается с области, отвечающей за моторику, в область, связанную с долговременной памятью. Это также показало, что неважно, сколько именно нейронов сработало на изучение или воспоминание мелодии. Раушекер уподобляет запоминание нот костяшкам домино, сложенным друг за другом: «В мелодии тона связаны друг с другом определенной очередностью. И, как после толчка первого домино, вся цепочка костяшек падает одна за другой. Точно так же возбуждаются нейроны — один за другим. Таким образом, чтобы вспомнить мелодию, требуется меньше нейронов». Это и объясняет, почему легче начать сначала, если вы «застряли» на середине фортепианного исполнения.

Источник: http://rnd.cnews.ru/liberal_arts/news/line/index_science.shtml?2012/10/19/507086

(c) При любом цитировании материалов с сайта Фонда УМА обязательна ссылка на первоисточник

Наш e-mail: Социальные сети: twitter.com/funduma | vk.com/fonduma