Проблемы

Проблема эмиграции учёных

Утечка мозгов

  • Виды утечки мозгов:
    • Внешняя (эмиграция) – ученый продолжает заниматься наукой,
    • Внутренняя утечка мозгов – специалист, проживая в России, работает в западных или отечественных фирмах по международным грантам. Потери России — $600-700 млн в год. Такой вид использования российских ученых все больше расширяется (выгода Западу: не надо приглашать специалиста, нет затрат на его жилье, на высокую зарплату — $3-4 тыс.).
    • Внутрироссийская миграция учёных в сторону российских столиц. Падает качество научных исследований и уровень преподавания в региональных университетах. Решение: обеспечить развитие обратного потока, не обязательно тех, кто в данном регионе родился. Возможен десант столичных ученых. Увеличить продолжительность таких выездов квалифицированных столичных ученых в регионы. Выделять в региональных бюджетах средства на формирование резервов временного жилья, находящихся в оперативном ведении университетов. Если в каком-либо регионе власти захотят подняться с провинциального уровня на современный, эту проблему нужно решать в самом приоритетом порядке.
    • Смена профессии выпускником, уход из науки в другой бизнес.

  • Кто уезжает из России:
    • В начале 90-х гг. среди эмигрировавших из России научных сотрудников явно преобладали маститые исследователи: уезжали, в основном, кандидаты и доктора наук, имевшие высокий индекс цитирования, характеризовавшиеся коллегами как лидеры научных школ и исследовательских направлений. Уже в 1996 г. примерно половина наиболее известных российских естествоиспытателей жила и работала за границей.
    • научные работники и будущие научные работники. Другие специальности востребованы на Западе гораздо меньше.
    • Сейчас едут молодые исследователи и студенты для учёбы и поступления в аспирантуру.
    • Самые талантливые. По официальной статистике, 60% россиян — победителей международных олимпиад уезжает на работу за границу.
  • Потенциальные эмигранты
    • В «потенциально чемоданном» настроении находятся 10-20 млн россиян.
    • По опросам ВЦИОМ в июне 2011 г., за последние 20 лет доля россиян, желающих эмигрировать, выросла с 5 до 21%. Выехать за рубеж на постоянное жительство хотели бы 21% опрошенных (в 1991 г. их было 5%), на работу — 20% (было 13%). Наибольший эмиграционный потенциал у 18-24-летних (39%), высокообразованных респондентов (29%), а также активных пользователей интернета (33%).
    • Опросы «Левада-центра»:
      • Декларируют о намерении уехать из России треть опрошенных – молодая элита среднего класса (с высшим образованием, от 24 до 35 лет, проживающие в 14 крупнейших городах страны, с высоким среднедушевым доходом, владеющие одним или более иностранным языком).
      • Декларируя намерение уехать, люди просто выражают своё отношение к существующему порядку вещей). Не более 5% респондентов сообщали, что предпринимают шаги с целью покинуть страну.
      • Мотив – желание жить в условиях верховенства закона, прав и свобод. Отсутствие чувства защищённости (2/3 полагают, что не смогут защитить себя от произвола властей, и в частности — милиции. Около 65% не уверены, что смогут защитить свои права и интересы в суде). Повышение материального комфорта – только на 2-м месте.
  • Бегство капитала, бизнесменов
    • Утечка мозгов и бегство капитала из России — явления одного порядка: чемоданные настроения среди 80-85% бизнесменов (С.Полонский – владелец Mirax Group). Мотивы:
      • Из страны людей гонит чувство неопределенности и страха. Бизнес по-прежнему мало доверяет власти (С.Полонский).
      • Неприемлемые условия ведения бизнеса. В коррупционные схемы неплохо вписываются бизнесмены из сферы торговли, а производители мечтают уйти в серую зону, накопить денег и съехать. Причина — климат инвестиционный (постоянные наезды, полугосударственный рэкет, захваты успешных предприятий). Люди так не хотят жить и работать (данные опросов ВШЭ представителей малого и среднего бизнеса, 2010 г.).
      • Неопределённость, неуверенность в будущем. Мечты о большей защищённости, о желании жить в условиях верховенства закона, прав и свобод (исследование «Левада-центра» «Российский средний класс»).
    • Бегство бизнес-элиты — фундаментальная проблема,
    • Что надо делать: «Когда уехать легко, правительство должно с особым вниманием, с особой нежностью относиться к своей элите» (В.Мау, ректор РАНХиГС).
    • Что делается: Пока ничего подобного не наблюдается, явный приоритет отдается социалке, военно-промышленному комплексу и госкорпорациям.
    • Результат: Активная эмиграция приводит к тому, что в стране не задерживаются люди, которые смогли бы сформировать запрос на модернизацию политической и экономической системы. Они уезжают. Остаются чиновники, торгавля и работники крупных госкорпораций.
  • Количество эмигрантов
    • За последние три года из России уехало более 1,2 млн человек, 40% из них — люди с высшим образованием (данные Института мировой экономики и международных отношений РАН),
    • 1,25 млн. человек, которые работают за рубежом – это учёные, специалисты (данные Счётной палаты).
    • Число уезжающих жить в другие страны (по данным Росстата): 233 тыс. – 1997 г., 146 тыс. в 2000 г. до 32,5 тыс. в 2009 г., в 2010 г. рост до 33,6 тыс. (39,5 тыс. – 2009 г.).
    • Статистический учёт: только те, кто пришёл в паспортный стол, выписался из квартиры и заполнил листок статистического учёта мигрантов. В эти цифры не попадают, например, те, кто решил жить «на два дома» или уехал за границу учиться и не вернулся.
  • Принимающие страны:
    • Желание выехать в развитые страны.
    • В 2009 г. 26,1 тыс. чел. переехали в страны СНГ (лидируют Украина и Казахстан) и только 13,4 тыс. решились обосноваться в дальнем зарубежье. Самые популярные направления — Германия (4,9 тыс.), США (1,7 тыс.) и Израиль (1 тыс.).
  • Мотивы эмиграции:
    • Низкий уровень оплаты труда,
    • Неудовлетворительная материально-техническая и приборная база,
    • Низкий престиж статуса учёного в России,
    • Бюрократизм и волокита в своей стране,
    • Научный и материальный успех за рубежом многих учёных, покинувших Россию (желание подзаработать за рубежом, прославиться, сделать научную карьеру),
    • Кризис науки в России, малое финансирование,
    • «Служение науке» (мнение уезжающих).
    • Многие уезжают на 2-3 года. Но оказываются в среде с огромными возможностями для работы, есть материальная обеспеченность, всё для нормальной жизни. Нет интереса возвращаться: понимание, что, вернувшись в Россию для занятий наукой, им каждый день придётся бороться за выживание или это уже будет жизнь без науки.
    • Сейчас выбор страны – это шопинг (условия работы, качество жизни, климат, школы). Раньше – моральное, иногда и политическое решение:
      • 1917 г. (эмиграция первой волны)  – политический выбор. Уехавшие чувствовали себя носителями высокой миссии[1].
      • советское время – изгонялись за идеи, религиозные, национальные и прочие мотивы, мешающие «принимать советскую действительность».
      • Времена распада СССР – экономические причины.
  • Причины, по которой россияне остаются дома:
    • Низкая мобильность россиян (даже переезд в другой регион страны – сложная задача; роль института прописки).
    • Незнание иностранных языков (по данным «Левада-центра», их знает только 5-6% населения страны).
  • Типы учёных-эмигрантов:
    • 1. Крупнейшие учёные с именем. Эти выдающиеся ученые желанны во многих крупнейших исследовательских центрах и университетах. Так, уехали все пять советских лауреатов медали Филдса — аналога Нобелевской премии для математиков. По подсчетам академика В. Гинзбурга, из 121 члена РАН (Отделение общей физики и астрономии) в 2004 г. ориентировочно 20 имеют постоянную работу за границей.
    • 2. Те, кто уехал в юном возрасте и проявил себя за рубежом в качестве крупного ученого.
    • 3. Те, кто не создал себе имени ни здесь, ни там, но вынужден как-то «крутиться».
  • Численность уехавших:
    • 25 тысяч учёных уехали из России за период с 1989 по 2004 гг., 30 тысяч работают за рубежом по временным контрактам (Минобрнауки, оценочно).
    • От 80 тысяч (в начале 90-х) до свыше 200 тысяч ученых (к середине 2000-х), по неправительственным источникам.
    • Десятки тысяч – ежегодный экспорт из России квалифицированных специалистов, более 4 тысяч молодых исследователей и студентов.
    • Рост в последние годы.
  • Принимающие страны:
    • США. Молодые специалисты предпочитают получать степень PhD в США. Некоторые исследователи связывают небывалый подъем американской экономики эпохи Клинтона с массовым приездом ученых и вообще интеллектуалов из бывшего СССР. США на привлечении одного ученого-обществоведа из-за рубежа в среднем экономят $235 тыс., инженера — $253 тыс., врача — $646 тыс., специалиста научно-технического профиля — $800 тыс. [83].
    • Израиль. Существенный поток советских евреев в Израиль – это сотни тысяч высокообразованных и лучших специалистов. Этот человеческий капитал становится все более сильным в Израиле и занимает все более прочные места в науке, образовании и индустрии.
    • Германия. Ранее: эмиграция этнических немцев. Сейчас: едут учиться в вузы (12,5 тысяч студентов проходят обучение). Научно-исследовательской деятельностью занимаются тысячи выходцев из РФ и республик бывшего СССР.
    • Юго-Восточная Азия, в том числе Сингапур. Последняя тенденция – переезд российских ученых из-за очень хороших условий работы.
    • Сейчас по несколько тысяч российских ученых сейчас работает в Парагвае, Венесуэле, Бразилии, Южной Корее.
    • В 1992 г. при посадке в самолет до Северной Кореи была задержана группа из 36 российских специалистов по ракетной технике. В своё время предприимчивый и весьма расположенный к науке иракский лидер Саддам Хуссейн объявил о своей готовности платить российским физикам-ядерщикам до 300 тыс. долларов с год – намного больше, чем большинство из них могло бы заработать на Западе.

 

  • Потери России от утечки мозгов:
    • Экспорт мозгов невосполняем, наносит весьма значительный экономический, культурный, а иногда и политический ущерб. Принимающие страны приобретают огромный и дешёвый интеллектуальный капитал.
    • Цифры потерь основываются на приблизительной оценке расходов на образование и повышение квалификации ученых, упущенной выгоды от их выключения из экономической жизни страны, косвенных потерь от снижения уровня научных кадров и т.п.
    • «Утечка умов» сопровождается нерегулируемым оттоком научных сведений, в том числе результатов исследований, разработок, ноу-хау и других видов интеллектуальной продукции. Мозги, идеи, знания, умения и т.п.
    • По данным ЮНЕСКО, Россия уже к середине 90-х гг. потеряла от эмиграции ученых более $30 млрд.
    • Ежегодные потери от «утечки мозгов» в 90-е годы составляли порядка $50 млрд., по российским данным, включая внутреннюю утечку.
    • По условным оценкам Министерства науки, с отъездом одного ученого Россия в среднем теряет 300 тыс. долларов.
    • Затраты на обучение одного специалиста мирового класса в МГУ — до $400 тыс. Только выпускники МГУ ежегодно таким образом «увозят» за границу $120 млн.
    • Суммарный ущерб России от «утечки мозгов» составляет свыше 1 триллиона долларов, по мнению ректора Российского нового университета, председателя Совета Ассоциации негосударственных вузов России В.Зернова.
  • Результат переезда за рубеж:
    • 20% российских ученых-эмигрантов остаются в науке, работают по специальности и довольны своим положением; 30% — остаются в науке, вынуждены заниматься не совсем тем, чем хотят, рассматривают свое положение как терпимое; остальные 50% — уходят из науки, и не только в бизнес, оценивая свое положение как очень тяжелое.
    • Творческий потенциал гуманитариев за рубежом затухает в отрыве от русской культуры.
  • Сценарии обратного потока (возвращения учёных)
    • Обратный поток возникает, когда та или иная страна встает на ноги и в экономическом отношении начинает приоритетно инвестировать в отрасли науки и технологии.
    • Тайвань. К 1989 году возвращались до 500 человек в год. Возвратившиеся заняли самые престижные позиции в компьютерной отрасли, в микроэлектронике, в проектах по физике твердого тела. К концу 1992 года поток возвращающихся учёных до 2 тысяч человек в год. Началась конкуренция за места.
    • Гонконг, Южная Корея: обратный поток в 90-х годах.
    • Сингапур: сейчас наиболее мощный центр притяжения, который не только возвращает свою диаспору, но и засасывает специалистов других стран,  предлагая ученым весьма выгодные условия
  • Сдерживающие факторы для возвращения:
    • Семья – очень мощный фактор, который будет удерживать человека за границей. Дети, не знающие русского, и относительно плохо образованные по сравнению со своими российским сверстниками, являются очень серьезным препятствием к возвращению.

Уехавшие специалисты просматривают рекрутинговые сайты в России, но не находят подходящих под свою специальность вакансий: почти никто не приглашает специалистов по инженерной и конструкторской деятельности. Уровень зарплат оставляет желать лучшего относительно уровня цен.

Исследование мигрантов, 2004 г.: разочарование от переезда на историческую родину, в Россию. Они ожидали, что их встретят с распростертыми объятиями, но многие столкнулись с проблемами приобретения законного статуса в связи с несовершенным законодательством, которое не рассчитано на большой поток мигрантов. Кроме того, этнические русские надеялись, что власти поддерживают реэмигрантов. На самом деле положение мигрантов сильно ухудшилось.

 

 

Необходимые меры по привлечению учёных в Россию:

  • Выделить приоритетные направления развития. Создать специализированные ФЦП.
  • Выделить самые продвинутые академические и вузовские структуры и сконцентрировать ресурсы на их развитии.
  • Основная часть расходов – закупка оборудования (с учётом, что инфраструктура в ряде мест уже создана).
  • Создать практику существования в одном пространстве государственных и частных исследовательских подразделений.
  • Контроль со стороны международных экспертов: включить ведущих иностранцев-учёных в координационный совет по ФЦП (а не привлекать их на зарплату – это сэкономит средства).
  • Всеми силами стремиться заинтересовать иностранные (отечественных у нас почти нет) фирмы в открытии у нас своих исследовательских отделов, которые должны работать в тесном сотрудничестве с учеными на госслужбе.
  • Уделять науке внимание на самом высоком уровне.
  • Зарплата
    • Если научному сотруднику платить половину западной зарплаты, то половина вернётся, по некоторым мнениям.
    • Индивидуальные контракты с условиями, близкими или превосходящими западные,
  • Улучшение условий для работы в России,
    • низкий уровень финансирования исследований;
    • чрезмерная сложность финансовой отчетности;
    • немыслимые по длительности задержки реактивов (в т.ч. быстропортящихся),
    • другие тяжелые проблемы с таможней, нехарактерные для развитых стран;
    • вообще проблемы с оборудованием;
    • желательно поощрение отечественных производителей — хотя бы простейшего оборудования
  • Обустройство. Дополнительно придётся наладить жизнь и у тех, кто есть в России сейчас.
  • Сближение с российской научной диаспорой: контакты, взаимодоверие,
  • Решение проблем возвращающихся учёных:
    • непризнание в России ученых степеней (PhD), присуждаемых за рубежом,
    • проблемы с «пропиской» (регистрацией).
    • У возвращающихся должен быть реальный доступ к конкурсам на замещение должностей и к грантовым конкурсам, реальная открытость обоих видов конкурсов.
  • Как можно использовать российскую научную диаспору:
    • Внешняя экспертиза. Привлечение к рецензированию ключевых заявок в конкурах на получение финансирования.
    • Приглашение ведущих учёных читать лекции – одна из важнейших форм распространения научных знаний в странах, лидирующих в науке. Плюсы: новейшие знания в удобной для понимания форме (на русском языке) и на самом высоком уровне, несколько дешевле, чем если приглашать учёного-иностранца. Поощрение приглашающих вузов.
    • программы, специально нацеленные на работающих за границей, в т.ч. направленные на структурные преобразования[2]. Квоты России используются не полностью, в т.ч. из-за неумения писать заявки.
    • Финансирование (например, специальные гранты). Целенаправленно организовывать выделение грантов на совместные проекты для участия представителей диаспоры и работающих в России (финансировать совместно с зарубежными фондами). Плюсы: совместные гранты помогают передавать опыт работы, начиная от написания грантовых заявок, усилить контакты с диаспорой.

 

Необходимые меры для снижения уровня эмиграции

  • укреплять чувство определённости,
  • предсказуемость,
  • помогать гражданам не бояться будущего,
  • укреплять институт собственности.
  • ощущение принадлежности этому месту, «здесь», а не «там».


[1] : «Не с теми я, кто бросил землю / На растерзание врагам. / Их грубой лести я не внемлю / Им песен я своих не дам. / Но вечно жалок мне изгнанник / Как заключённый, как больной…» (Анна Ахматова, 1922 г.).

«Мы не в изгнании, мы в послании» (Зинаида Гиппиус, приписывается и другим русским эмигрантам).

«Следует признать, что Россия лежит в гробу и русская эмиграция ждёт её воскресения» (Бунин, лекция «Миссия русской эмиграции»).

«Мы не покинули Россию, мы унесли её с собой» (Роман Гуль).

[2] Пример: гранты европейской программы TEMPUS — http://www.etf.eu.int/tempus.nsf — выделяются на помощь в развитии новых научно-образовательных программ и структурные преобразования в вузах.