Герой дня: Андрей Лидер

Окончил Химико-технологический факультет Томского политехнического университета, затем аспирантура на кафедре общей физики, работаю в Физико-техническом институте ТПУ.

Изучаю взаимодействие изотопов водорода с металлами.

Сложно назвать выбор работы «по призванию» веяниями моды. По-моему выбирать модную работу также глупо, как и наиболее модный тип женщины в настоящее время в жены – и мода может измениться и человек не совсем подойти. Наука, как и любая другая профессия, требует определенной квалификации и ответственности, и соответственно, скоропалительный выбор окончиться либо непрофессионализмом, либо необходимостью продолжительное время ходить на нелюбимую работу, либо и то и другое.

Я по виду деятельности встречаю людей остающихся в науке в России от безысходности – работы в области высоких технологий с каждым днем становиться меньше, желание становиться продавцом с высшим образованием есть не у всех, знания иностранного языка не достаточно, чтобы продолжить карьеру за рубежом.

В то же самое время наука в России испытывает кадровый голод уже более двух десятилетий. И, к сожалению, у порога лабораторий не стоит очередь желающих в них работать. Поэтому особенно радует, что все еще встречаются люди, которые приходят в науку не потому, что это модно или больше их никуда не берут, а потому что им это нравиться. А спрашивать у человека много ли ему платят за то, что он занимается любимым делом, глупо. Платят как везде, могло бы быть хуже. Естественно в Европе или Америке заниматься наукой удобнее и прибыльнее. Зато в России больше свободы выбора и творчества, — если становятся нужны деньги, берешь на себя обязательства и выполняешь договора для промышленности – тут уже никаких вольностей, четко оговоренный результат и сроки.

Как я указал выше заниматься наукой за границей удобней, но причины эти не в политическом строе или менталитете. Основных причин чинящих препятствие каждому Российскому ученому две: дурное законодательство и  масштабы нашей страны. Не понятно, почему я должен покупать прокладку к своей установке по конкурсу? Не понятно, почему через интернет-магазин я не могу купить разъем для кабеля где-то в Германии? Естественно закон принят для того чтобы на государственные деньги государственные чиновники не  покупали предметы роскоши и не получали от поставщиков откаты. Понятная причина – но неработающая система. Любой заказчик знает, как обойти закон, да и число внедорожников покупаемых на государственные деньги не уменьшается, а каждый ученый, выплачивая себе зарплату из средств гранта, уже как частное лицо покупает все необходимые расходные материалы в лабораторию. На масштабы страны, конечно, пенять плохо, но единственное место в России, где можно провести встречу из всех регионов, это Москва, только туда еще летают самолеты. И стоит перелет от Томска до Москвы также, как и перелет, например, из Чикаго до нашей столицы. Сегодня мобильность дает возможность не отстать в исследованиях и не потерять квалификацию. Конечно, немного выручают электронные средства связи.

Поэтому если вторую причину изменить почти не возможно, то изменить законодательство почти ничего не стоит. Ведь мы уже выбрали наших законодателей? Главное, чтобы, когда будут писаться новые законы, не забыли о людях, которые не воруют деньги у себя и своих коллег.

Работа в лаборатории


Мой путь в науку начался очень просто, мне всегда было интересно, как что устроено, и что из этого можно сделать. Возможно, если бы судьба сложилась иначе, и я бы пошел другим путем, я стал бы исследователем в другой области. На последней странице выпускного альбома школы у меня написано «дорогой зав.лаб. поосторожней с синильной кислотой…», то есть уже тогда мало кто из моих одноклассников сомневался во мне, и в моей будущей профессии. С большой компанией одноклассников поехали в «кузницу» профессиональных кадров Сибири, Средней Азии и Казахстана – в Томск. По счастливому стечению обстоятельств, моему нынешнему научному руководителю понадобился электрохимик, и на втором курсе я уже был вовлечен в серьезные исследования большой группы настоящих ученых. С тех пор, я и  водород уже не расставались.

Что тебя привлекает в науке?

Возможность узнать неизведанное. Многие ищут его вдали от дома, стремятся в далекие страны. Но познать счастье первооткрывателя можно и дома. Надо только внимательно посмотреть на мир вокруг себя.

Основным направлением исследований нашего коллектива является развитие   технологий  водородной и ядерной энергетики, в том числе  исследование  новых типов материалов накопителей водорода, методов  защиты конструкционных материалов  от водородной коррозии,  разработку новых методов  диагностики дефектов водородного происхождения в металлах и сплавах. Часть работ, таких как исследование механизмов взаимодействия водорода с металлами, можно отнести к фундаментальным исследованиям. Для этих исследований мы привлекаем красивые, и в то же самое время сложные методы, например, такие как, электрон-позитронная аннигиляция. Изучение взаимодействие антивещества   с материей так захватывает наших студентов, что нам удалось собрать крепкую исследовательскую группу, развивающую два метода анализа электрон-позитронной аннигиляции — измерение доплеровского уширения аннигиляционной линии (ДУАЛ) и спектроскопия времени жизни позитронов (СВЖП). Другая часть исследований полностью относиться к прикладным аспектам материаловедения и развития аналитических методов. Наиболее рутинной работой в этой области является подготовка экспериментального материала. И если этот период молодой человек или девушка выдерживают монотонную работу, в результат которой можно поверить только со слов своего научного руководителя, то получается чудо – в науке появляется новый боец, готовый пожертвовать ради нового научного результата.

Моей целью на ближайшие 5 лет является становление лаборатории, развитие научной школы, формирование устойчивых связей с нашими партнерами – научными и промышленными.

(c) При любом цитировании материалов с сайта Фонда УМА обязательна ссылка на первоисточник

Наш e-mail: Социальные сети: twitter.com/funduma | vk.com/fonduma