Мысли вслух: Вячеслав Башев, министр образования и науки Красноярского края
Я попытался задать себе очень простые вопросы относительно того, что нужно сделать для развития инженерного образования в Красноярском крае. Первый вопрос – нужны ли нам инженеры вообще? Ответ так же прост – конечно, нужны! В Красноярском крае очень мощная промышленная структура, здесь развиты цветная металлургия, нефтедобыча, нефтепереработка, космос, атом – фактически всё то, что сейчас является в России таким существенным, в Красноярском крае представлено. При этом согласно тем данным, которые представлены в агентстве труда и занятости, востребованными оказались лишь 56 выпускников, получивших инженерную специальность. Тогда возникает второй вопрос — есть ли в крае ВУЗы, которые готовят инженеров? Ответ – они есть. Из одиннадцати ВУЗов пять так или иначе работают на подготовку инженеров. Однако при поступлении в ВУЗ конкурс на инженерную специальность за последние два года составлял до трех человек на место, а проходной балл ЕГЭ был около 1300 баллов. Иначе говоря, на инженерную специальность идут троешники или даже двоечники. И менее 10% студентов обучаются на договорной основе, то есть фактически за такое образование платить никто не хочет.
Что же происходит? Почему инженеры нужны краю, ВУЗы есть, а спроса на инженерное образование со стороны общества нет? Я постарался проанализировать ситуацию и выяснить основные причины. Во-первых, ВУЗам, с моей точки зрения, не ясно, для каких работодателей и каких специалистов надо готовить. Работодатели фактически никогда не формулируют заказ ни количественно, ни качественно. Например, сейчас мы занимаемся подготовкой целевой программы по подготовке пилотов для малой авиации, и вдруг выясняется, что никто не может нам четко сказать, сколько таких пилотов и на какой срок нужно.
Вторая причина состоит в том, что студенты не очень понимают, где они будут работать и какой у них будет доход. Производственной практики на производстве у них фактически никакой нет, рекламы инженерных профессий нет, ясных примеров карьеры, карьерного развития — тоже нет. Слаба материальная база обучения – денег для подготовки инженера требуется очень много, однако ВУЗам вкладываться в развитие этой материальной базы нет никакого смысла, потому что явного спроса на инженеров нет. Слабая материальная база и отсутствие практики на предприятиях приводят к тому, что инженеров зачастую готовят чисто теоретически.
Важно еще и то, что мы фактически не занимаемся ясной и понятной подготовкой потенциальных инженеров ещё в школе. Если проанализировать материально-техническую базу в школе, то там нет даже специализированных кабинетов физики, химии. Разрушена советская система дополнительного образования технической направленности, но при этом новая серьезная не построена. Безусловно важно и то, что разрушена система работы с талантливыми детьми. Я не утверждаю, что нужно вернуть систему школ-интернатов при ВУЗах, но при этом нам всё равно нужно что-то делать.
Последняя причина – в том, как утверждаются цифры набора в ВУЗы. Эти цифры утверждает Министерство образования и науки РФ, и зачастую они очень мало коррелируют с потребностью самого региона. Есть, конечно, и хорошие примеры – скажем, тот же Норникель. У него есть корпоративный институт, который, правда, существует на государственные деньги. Норникель в этом институте формирует заказ на подготовку, предоставляет места для студенческой практики. Но в целом проблема остается.
Что делать? Первое – нужен точный количественный и качественный заказ со стороны ключевых работодателей. Второе – нужно создавать места производственной практики для студентов и в определенной степени учить ремеслу. Третье – должна быть специальная государственная реклама, государственные вклады в рекламу инженерных специальностей, демонстрация примеров карьер. Четвертое – работодатели должны на паритетных началах с государством вкладываться в развитие учебно-материально базы. Также безусловно очень важно создавать систему дополнительного образования – создавать станции юных техников, школы-интернаты для талантливых детей… Это действительно необходимо – Красноярский край огромный, в каждую школу мы не найдем нужного преподавателя и нужного оборудования. Нам необходимо находить таланты и обучать их в специальных школах интернатах. Наконец, очень важно участвовать в утверждении цифр набора. Их должно устанавливать высшее должностному лицо региона по согласованию с руководителями крупных компаний. И это должно быть нормой для Министерства образования. И утверждаться эти цифры должны только после того,