Герой дня: Тимофей Сергеевич Глинин
Вот уже 5 лет я работаю в лаборатории генетики животных СПбГУ.
Наша научная группа вскрывает фундаментальные механизмы биологической адаптации, явления, которые являются залогом возникновения и существования всей цепочки жизни от бактерии до человека. В условиях постоянно меняющейся окружающей среды адекватное реагирование организмов является условием выживания их вида. Именно механизмы этого реагирования остаются «черным ящиком» современной биологии.
Понимание данных механизмов может дать ключ к расшифровке таких сложных и важных процессов, как эволюция, старение, стресс. Два последних особенно близки обычному человеку. Но на людях подобные эксперименты проводить невозможно. И тут на помощь приходит мышь, как модельный объект.
Сходство геномов человека и мыши составляет 97%, также очень похожи их физиологические процессы. Однако в коммуникации мышей главную роль играют запахи. Мыши вырабатывают сигнальные молекулы – феромоны, которые передают сородичам информацию о положение мыши в социальной иерархии, указывают на дорогу к дому или на границу индивидуальной территории. Более того, феромоны вызывают серьезные физиологические реакции на уровне всего организма, например, такие как страх, могут приводить к замедлению полового созревания. Некоторые феромоны могут вводить организм в стрессовое состояние, например, в условиях перенаселения. Повышенная плотность обитания животных может возникнуть, при определенных изменениях условий среды и несет в себе потенциальную угрозу для всей популяции. На первых этапах хемосигнал перенаселения вызывает реакцию избегания, но если плотность населения не падает, или не прекращается действие феромона – наступает время «жестких мер». Мы наблюдаем увеличение генетических ошибок в процессах деления клеток разных органов, таких как костный мозг (орган иммунитета и кроветоворения) и семенники (орган ответственный за репродукцию, а значит здоровье потомства). Таким образом, мы наблюдаем и исследуем влияние психосоциальных факторов на активацию механизмов адаптации, и точность реализации генетических программ. Особенно актуальной видится наша работа сегодня в мире растущих городов.
Целью исследований нашей научной группы является определение механизмов адаптации генома при изменение условий окружающей среды. На простой модельной системе мы пытаемся понять логику генетической изменчивости. Этот вопрос чрезвычайно важен, и в сотнях лабораторий по всему миру разрабатываются различные подходы к данной проблеме. Однако существенные трудности вызывает интерпретации полученных в лаборатории данных. То, что происходит с животными в искусственных условиях, очень сложно соотнести с тем, что на самом деле происходит в природе. В нашей лаборатории разработан уникальный подход, позволяющий моделировать неблагоприятные воздействия среды, запускающие механизм адаптации, максимально приближенно к реальным условиям.
Ученый сегодня – это не популярная профессия для нашей страны. При этом я наблюдаю всё нарастающий престиж ученых, что, разумеется, со временем потянет за собой и моду. В современном обществе все стремятся к деньгам, но не замечают другой радости – чувства, что делаешь что-то важное. Заниматься наукой важно не только для улучшения уровня жизни, но и позволяет разобраться в самом себе. С ростом числа думающих людей неизбежно будет усиливаться наука.
Ехать или нет за границу – вопрос, который решается в зависимости от цели твоей работы, и твоих собственных амбиций. Талантливый ученый будет, как бабочка на свет, лететь к месту реализации своих стремлений. Надо делать так, чтобы как можно больше ученых (и не обязательно российских) видело «свет открытий» именно на территории нашей родины. Я вижу этот свет, для меня в России достаточно возможностей для реализации самых смелых проектов. В свою очередь обмен опытом – залог научного прогресса.
Фундаментальные исследования, являются неотъемлемой частью научного процесса. Причем, той частью, которая имеет самую долгую перспективу. У нас в стране есть прекрасная научная школа, которая позволяет совершать открытия самого высокого уровня. Наличие качественной фундаментальной науки в России — это тот остов, на который можно нарастить прикладную науку. Прикладная наука приносbт много достаточно быстрых дивидендов, которые делают науку выгодной для инвестиций. Эта область важна, и её надо развивать. При этом ни в коем случае нельзя потерять тот драгоценный камень фундаментальных исследований, который волею судьбы у нас сохранился.
Как Вы считаете — хватает ли в России ученых?
Как ни странно, да. Самое важное – следовать принципу «Лучше меньше, да лучше». Я думаю, количество выпускаемых вузами специалистов достаточно. И если посмотреть на количество ученых в российских лабораториях, то их тоже немало. Проблемами являются средний возраст ученых, недостаточное оснащение рабочих мест оборудованием, нежелание ускорять рабочий процесс. Необходимо повышать качество, количество будет расти само, пропорционально успехам.
Главная трудность, которую я вижу, это логистика. Даже если имеются средства, то все равно вначале встречаешься с бюрократическими препонами, а потом с транспортными трудностями, когда с момента оплаты реагенты и оборудование идут до тебя целый месяц, а то и больше. Это очень мешает эффективной работе.
У меня довольно много увлечений помимо науки, они для меня – способ почерпнуть новые идеи, которые невозможно найти внутри своей собственной профессии. Возможность посмотреть на себя и свою работу со стороны, вот уникальная возможность, которую дают различные хобби. Раньше я много играл в большой теннис, вообще, люблю спорт, но сейчас на него остается мало времени. Спортивный азарт и конкуренция очень биологичны и позволяют почувствовать свою первобытную природу, а сочетание с постоянным самосовершенствованием, и волевым контролем, подавляющим тот самый азарт, делает спортивное состязание праздником духа.
А ещё я люблю кино, смотрю фильмы редко, но зато с головой ухожу в кинематографическое действие и движение. Недавно открыл для себя прекрасного режиссера Виктора Эрисе, всем советую. Из современного российского кинематографа нравятся картины Сергея Лобана, очень захватывающие. Да и вообще, наука и культура не должны забывать друг о друге, ведь они представляют собой составные части единого человеческого духа познания.
У меня есть много идей для нашего законодательного аппарата по части развития науки в России. Когда на практике сталкиваешься с недоработками или чрезмерными сложностями, очень хочется чтобы законы помогали развитию науки, а не препятствовали. На сегодняшний день мне кажется недостаточно открытой процедура распределения грантов. Кроме того, в мире жесткой научной конкуренции, целесообразно было бы снижать бюрократическую нагрузку на ученых, с целью увеличения времени, которое можно было бы потратить на научные изыскания. Отдельным пунктом стоит система тендеров, особенно в ситуации, когда на выделенные деньги уже существует другая система отчетности. Зачастую тендеры мешают купить то, что действительно требуется, и отнимают у тебя драгоценное время.