«Образованием должны заниматься физиологи мозга»
В каких странах считают, что от науки больше вреда, чем пользы, и каковы возможные способы решения проблем современного образования в России, рассказывает главный редактор журнала «Химия и жизнь — XXI век», кандидат химических наук Любовь Стрельникова.
Любовь Стрельникова
К.х.н., главный редактор журнала «Химия и жизнь — XXI век»
– Насколько ярко, по вашим оценкам, сейчас проявляется интерес общества к науке?
– Человек от природы любознателен. Это базовая потребность. Давайте представим себе на минутку, что мы узнали уже все – о том, как устроен мир, о том, что будет завтра, и что будет после этого… Вы не можете себе этого представить – и, слава Богу. Я надеюсь, и вроде все к тому сходится, что познание бесконечно. Даже на следующем витке, когда нам кажется, что мы знаем, что уже все знаем. На самом деле мы знаем мизер, ерунду. Еще в Древней Греции была предложена плоскостная модель теории познания, где говорится, что все существующее знание можно представить в виде бесконечной плоскости. На какой-то период времени, – скажем, три тысячи лет до нашей эры, – все знание, которым обладал человек, можно уместить в точку. Проходит еще одно тысячелетие, второе, третье, человек накапливает знания, суммирует, – эта точка увеличится и будет уже заметным пятнышком. Что из этого следует? А следует знаменитая формула Сократа –
Познание, как форма жизнедеятельности, как неотъемлемая часть жизни человека, заложена от рождения. Поэтому интерес ко всему, что связано с познанием, абсолютно естественен.
Конечно, он может быть приглушен трудностями, которые постоянно сопровождают нашу жизнь, когда нужно думать о хлебе насущном, когда мало денег, когда кто-нибудь болеет, когда куча проблем, когда не до этого. Но когда выпадает свободная минута, – мы не перестаем изумляться и восхищаться, узнав что-то новое, необычное, красивое.
В начале ХХ века в России средняя ожидаемая продолжительность жизни у мужчин составляла тридцать лет. Многие умирали в младенчестве, некоторые доживали до пятидесяти. Была высокая детская смертность. Тогда говорили
– Получается, наша любознательность искажена?
– Любознательность истинна, она никуда не девается. Просто человек берет в первую очередь то, что доступно и просто. И вот он включает телевизор и смотрит то, что ему показывают. А телевизор апеллирует, прежде всего, к животным рефлексам: юмор ниже пояса, кровь на экране, неприятности с кем-то
Но все-таки есть две области в естественнонаучном пространстве, которые интересовали человека всегда. Это космос и все, что связано с происхождением жизни и здоровьем.
Во многих крупных западных изданиях есть два самостоятельных отдела –
Тем не менее, мировая тенденция такова – сейчас наука интересует людей все меньше и меньше. Это видно по тому, какие профессии люди выбирают. В Америке, например, семнадцать миллионов юристов. Это юридическая страна. Туда едут учиться на юристов. Когда я туда приехала, меня возили по университетам. Я посмотрела и поняла, что это материализация известного анекдота:
Некоторое время назад норвежская организация проводила европейский проект The Relevance of Science Education. В десятках стран опрашивали школьников старших классов на тему
– …в Америке или России?
– А вот и нет. В Японии! Самая технологически развитая страна. А на другом полюсе – африканские страны, которые спят и видят научный прогресс, мечтают о нем. Россия занимает промежуточное положение.
Точно так же и с выбором профессии. Японцы выбирают профессии, которые предусматривают, прежде всего, работу с людьми: психология, психиатрия, социология и прочие. Хотят работать с людьми. Только не компьютеры, только не Ай-Ти, только не нанотехнологии – ничего этого им не надо… И ровно обратная ситуация на другом полюсе.
– Видимо, это некий культурный ответ научно-технической цивилизации…
– Но деваться нам некуда, цивилизация у нас все-таки технологическая. Правильно это или неправильно, – ну, так уж получилось. И значит, наука нужна для того, чтобы все это обслуживать, обеспечивать безопасность, расширять возможности человека.
Так вот, пробудить интерес к науке, реализовать природную любознательность, замотивировать молодежь могут только научно-популярные издания, кино, журналы, книги, сообщества. Те, которые могут увлечь, сформировать мечту, повести за собой. Что хорошо сейчас в мире, – так это научно-популярные книги. И знаете, сейчас этот процесс начинается и в нашей стране. Можно зайти в книжный магазин и найти очень приличные книги. Не только переводные, но и написанные у нас…
Источник: http://www.gazeta.ru/science/2012/05/14_a_4582489.shtml