Фитопланктон цветет под арктической ледяной толщей
Исследования в Чукотском море дали неожиданные результаты: под полутораметровой толщей льда зарегистрирована вспышка роста фитопланктона. Более того, подо льдом фитопланктон чувствует себя гораздо лучше, чем на открытой воде. Предположительно, рост фитопланктона стал возможен из-за увеличения прозрачности льда и из-за образования на его поверхности озер с талой водой. Эти явления опосредованы потеплением климата в северных широтах и изменением характеристик ледового покрова.
Результаты исследования, проведенного в рамках многолетнего проекта ICESCAPE под эгидой NASA, нашли свое отражение на страницах журналаScience. Представительная команда ученых из 15 научных лабораторий США, Канады и Франции приняла участие в экспедиции по Чукотскому морю и морю Бофорта, а затем и в изучении привезенного полевого материала.
Таяние северных льдов в настоящее время не вызывает никаких сомнений. Как это повлияет на северную океаническую систему, пока неясно. Но уже сейчас ученые отслеживают первые отклики системы на эти изменения. Было, например, отмечено развитие фитопланктона подо льдом Баренцева моря и моря Бофорта. Что это за фитопланктон и каковы масштабы явления — вот вопросы, которые были поставлены специалистами-океанологами.
Измерения количества фитопланктона и продуктивности подледных вод выявили замечательную картину: подо льдом фитопланктона в 5–10 раз больше, чем на открытой воде. Там, где толщина льда достигает 0,8–1,3 метров, биомасса фитопланктона оказалась наивысшей — до 32,5 г C/м3(взвешенного органического углерода на кубический метр). На открытой воде биомасса фитопланктона достигала только 300–500 мг С/м3. Лучше всего фитопланктон себя чувствует прямо подо льдом; глубже 30 м его уже нет. Зато на открытой воде картина обратная — в приповерхностных водах до глубины 20 м фитопланктона совсем мало, а основная биомасса развивается на глубине 20–50 м. Доминанты подледной микрофлоры — это диатомовые водоросли: 80% клеток в пробах составляют именно они.
Более того, выяснилось, что в открытой воде в верхних 20 м не только мало фитопланктона, но там нет и азота, столь необходимого для роста клеток, зато в приповерхностных 20 метрах очень много кислорода. Создается впечатление, как указывают авторы работы, что мы столкнулись с последствиями подледного цветения. Клетки, наращивая биомассу, израсходовали весь азот, зато в результате фотосинтеза насытили воду кислородом.
Как может расти фитопланктон под таким толстым льдом? Действительно, сквозь ледяную толщу проникает не более 13–18% поглощенного льдом света. И этого света недостаточно для начала бурного роста фитопланктона. Но в последние годы характеристики ледового покрова изменились: уменьшилась толщина, увеличилась доля нового, более прозрачного льда, на поверхности льда появились талые озера. Последние занимают 25–50% ледового покрытия. И в этих местах сквозь талую воду свет проходит существенно полнее, светопропускание увеличивается в 3–3,5 раза. В таких условиях для роста фитопланктона ограничений уже нет.
Учитывая предыдущие исследования, океанологи считают, что подледное цветение фитопланктона — это не единичное, а широко распространившееся сейчас явление. Оно должно резко ускорить темпы накопления карбонатных осадков на шельфе северных морей, изменить их газовый и биохимический режим, сдвинуть баланс в разнообразии морских обитателей. Всё это — новые явления нашего времени.
Источник: http://elementy.ru/news/431846