Германия

 Наука в ЕС:

  • Цель (от 2000 г.): к 2010 г. экономика ЕС должна стать наиболее конкурентоспособной и динамичной в мире, экономикой, действительно основанной на знаниях. Для достижения: наращивать расходы на НИОКР до 3% от ВВП.
  • ЕС – бесспорный мировой лидер по числу публикаций. Стратегия развитых стран: акцент на инновации.
  • Проблемы:
    • Неспособность ЕС выполнить поставленную задачу по увеличению к 2010 г. ВРНИОКР до 3% ВВП.
    • Институциональные реформы университетской системы. Задачи: повысить качество исследований и вдохнуть новую жизнь в вузы ЕС, которые финансируются в недостаточных объёмах.
  • Решения: повышение эффективности НТИ и НИОКР только путём объединения потенциалов государств-членов. Пример крупных научно-исследовательских организаций:
    • Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН),
    • Совместная инициатива в области технологии, Программа ЭВРИКА. Задача: активизация исследований в промышленности.
    • Новые организации: Европейский научный фонд, Европейский институт инноваций и технологии, Европейский научно-исследовательский совет (финансирует учреждения).
  • Поддержка науки. ETF – Европейский Фонд помогает развивающимся странам и странам с переходной экономикой.

Наука в Германии

  • Германия – лидер среди стран ЕС по расходам на НИОКР (в среднем по ЕС – 1,8% от ВВП; в Германии – 2,5% от ВВП и цели – до 3%), по количеству и качеству новых разработок.
  • Инвестиции в НИОКР

- 2009 г.: 55,9 млрд. евро или 2,4% от ВВП; 2010 г. 58,4 млрд. евро, 2011 г. – 61,0 млрд.

  • Цель: «стать Федеральной Республикой Образования» (А.Меркель, канцлер Германии, 2009).
  • План по восстановлению экономики от 02.2009: развитие науки – один из приоритетов. НИОКР: без сокращения финансирования. Ряд направлений НИОКР и сфера образования получат дополнительные средства из бюджета».
  • Основной массив НИОКР проводится в НИИ и университетах (350, из них 79 – частные).
  • Германские НИИ тесно сотрудничают с вузами, крупными предприятиями, политическими институтами, органами власти, а деятельность научных сообществ (или объединений) координирует Германское научно-исследовательское общество.
  • Количество исследователей: более 290 тысяч, 5-е место в мире.
  • Число патентов: 1-е место в ЕС и 3-е место в мире (после США и Японии).
    • Германия – одна из самых привлекательных стран для иностранных студентов (240 тысяч иностранцев из 2 млн. студентов).
    • Система высшего образования:
      • Университет: теоретическое изучение основ и фундаментальные исследования.
      • Высшие школы и профессиональные училища: образование более практическое их выпускники работают на малых и средних предприятиях.
      • Частный университет Виттен-Хердеке (к примеру) – необычный вуз. К концу семестра первокурсники должны основать фирму, представив проекты на суд независимого жюри. Лучшие идеи удостаиваются стартового капитала (напр., 3000 €). За дальнейшее развитие фирмы, за её успех или неудачу студенты будут отвечать самостоятельно.

«Стратегия высоких технологий для Германии»с лозунгом «Зажигая идеи» комплексная национальная стратегия по развитию научно-технических разработок (2006 г.).

  • Согласно Стратегии, «все государственные структуры, так или иначе имеющие отношение к научным исследованиям и разработкам, должны строить свою работу исходя из новых установок». То есть, все министерства, государственные предприятия, банки и т.д. должны оказывать всяческую поддержку и не чинить препятствий (в первую очередь бюрократических) ни учёным, ни людям, внедряющим новые технологии.
  • 4 основные задачи:
  1. Приоритетные научные отрасли, развитие которых «способствует созданию новых рабочих мест и ведёт к процветанию государства»: 17 направлений, в их числе нано-, био-, микро- и оптические технологии.
  2. Усиление взаимодействия между учёными и предпринимателями. «Сотрудничество и совместные проекты будут поддержаны как никогда прежде». Развитие системы грантов.
  3. Придание новых импульсов для быстрейшего внедрения разработок. «Развитие новых инструментов финансирования в наиболее небюрократической форме», а в дальнейшем — проведение ряда реформ в налоговой системе. Дополнительная цель – усовершенствование финансирования новых венчурных проектов с использованием банковских кредитов или капитала инвесторов.
  4. Улучшение условий финансирования инновационных компаний малого и среднего бизнеса.
  • Анализ потенциальных возможностей создаваемых инноваций – ключевой инструмент взаимодействия представителей науки, промышленности, политики и гражданского общества в целом. Способствует созданию «высокотехнологичного общества». Для успешной борьбы на международных рынках важно опираться на знание спроса и чёткое понимание того, что именно предлагать на продажу. Согласно стратегии, при разработке любой технологии учёные вместе с бизнесменами должны искать ответы на вопросы:

- какие направления технологий развиваются в стране и в мире наиболее интенсивно;

-  могут ли конкретные научные изыскания быть трансформированы в инновационные продукты и услуги;

-  нуждается ли общество в той или иной технологии;

-  кто получит выгоды от внедрения технологии и кто понесёт убытки;

-  существуют ли у новой технологии этические и юридические ограничения;

-  какие существуют предпосылки для технологического улучшения в конкретном секторе экономики.

  •      Отток учёных:

В 90-х годах произошло сокращение расходов на науку. Отток молодых немецких учёных в США.

  •      Проблемы науки (2000-е):

- Наука в Германии недостаточно интернациональна,

-  Много бюрократии,

-  Межотраслевым проектам уделяется слишком мало внимания,

-  Многочисленные предписания и законы, касающиеся выдачи разрешений на пребывание и работу в Германии (решение – проект закона об иммиграции).

Научные организации Германии

  • В Германии нет единой Академии наук. Существует семь различных Академий, объединённых в Союз немецких Академий наук. Число действительных членов и членов-корреспондентов — 1 400 человек. Главная задача Академий — забота о развитии науки. Особое внимание поддержке межотраслевого научного сотрудничества.
  • Фонд «Наука и политика» (SWP), Германский институт международной политики и безопасности – независимое научное учреждение, консультирующее Германский бундестаг и Федеральное правительство на основании собственных практических исследований внешней политики и безопасности. SWP является самым крупным в данной области «мозговым центром» страны.
  •       Организации, занимающиеся передовыми научными исследованиями:

-  Общество им. Макса Планка,

-  Общество им. Фраунгофера (прикладные исследования),

-  Общество им. Лейбница, 

Общество им. Гельмгольца.

  • Общество Фраунгофера
    • головное объединение институтов прикладных исследований. Объединяет около 80 научных организаций (58 институтов), 12,7 тыс. сотрудников, годовой бюджет – 1 млрд. €.
  • Общество Германа фон Гельмгольца
    • объединяет 16 научно-исследовательских центров. Перспективные исследования, представляющие интерес для государства. Предпромышленное тестирование новых технологий.
  • Общество Макса Планка по содействию германской науке
    • независимая общественно-полезная научно-исследовательская организация. Основное внимание фундаментальным исследованиям.
    • Институты и организации Общества формируются вокруг выдающихся учёных и исследователей (17 сотрудников Общества стали лауреатами Нобелевской премии с 1948 г.). Фундаментальные, междисциплинарные исследования. Сотрудничество с зарубежными коллегами и научными центрами в рамках специальных ограниченных по времени исследовательских проектов.
    • Для работы над проектами в институты Общества Макса Планка часто приглашают учёных со стороны, в том числе – иностранных.
    • Ведётся работа над созданием ещё 15 институтов Макса Планка. Совместно с немецкими университетами будет организовано девять Max Planck Research Schools. В задачи этих школ будет входить сотрудничество с зарубежными учеными и предоставление им возможностей для написания и защиты в Германии кандидатских диссертаций. На эти цели будет предоставляться половина выделяемых Max Planck Research Schools средств.
  • Научно-исследовательское Общество Готтфрида Вильгельма Лейбница
    • объединяет 79 НИИ. Фундаментальные исследования, результаты которых используют как немецкие, так и иностранные фирмы, и промышленные концерны. Междисциплинарные проекты.
  • Федеральное министерство экономики и технологий (BMWi).
    • Инициатива «Лига лучших инновационных сетей» (членство в Лиге – только для лучших сетей). Концентрация на ключевых инновационных темах и технологиях. Взаимодействие между научными исследованиями и промышленностью. Поддержка целевых групп: региональные инновационные сети; инвесторы и стартапы; лица, принимающие решения, от предприятий, администраций, политики; учёные и будущие учёные; СМИ и общественность. Федеральная финансовая консультационная служба «Исследования и инновации»: финансирование вузов, НИИ, малого и среднего бизнеса

Привлечение иностранных учёных

  • Цель: сделать немецкую науку более заметной на мировой арене.
  • Решения:
    • Инвестиции в науку и образование,
    • Привлечь как можно больше учёных мирового уровня для работы в научно-исследовательских организациях страны,
    • По примеру таких университетов, как Гарвард и Стэнфорд, в Германии создали сеть элитных университетов.
    • До этого образование находилось в кризисе, а учебная нагрузка была крайне высокой: на представителя профессорско-преподавательского состава в среднем приходилось 50-100 студентов
  • Политические реформы:
    • Закон об иммиграции (проект, 2009)
      • должен позволить иностранным учёным и их семьям без проблем работать и заниматься наукой в Германии независимо от наличия трудового договора и знания немецкого языка.
      • Их супруги и дети смогут без бюрократических проволочек оформлять визы и разрешения.
      • Ранее иностранные студенты после окончания вуза обязаны были сразу покинуть Германию. Сейчас у них будет в запасе 1 год на трудоустройство в стране.
      • предполагается дополнить и усовершенствовать уже действующие программы Green Card (вид на жительство и разрешение на работу сроком на пять лет) для специалистов-компьютерщиков.
  • Работа в Германии привлекательна для иностранных учёных: около 20 000 научных сотрудников из других стран получают поддержку германских фондов, плюс большое количество учёных финансирует своё пребывание в Германии из других источников.
  • Программа «Исследуй в Германии – Земле идей» (с 2009 г.) – на привлечение иностранных учёных. Иностранные учёные должны без бюрократических проволочек и в сжатые сроки получать все необходимые им документы и визы.

  Стипендии

  • Стипендиальные виды учебной и академической деятельности:
    • для обучения в немецком вузе,
    • написания квалификационной или выпускной работы (бакалаврской, магистерской или кандидатской),
      • осуществления научно-исследовательского проекта,
      • для установления профессиональных контактов (от DAAD).
  • Критерии отбора студентов для стипендии: хорошая успеваемость в вузе, результаты выпускных экзаменов в школе (самые высокие баллы), тщательно продуманное мотивационное письмо, 1-2 хорошие характеристики от преподавателей вуза или работодателей, знание языка.
  • Структура программ: большинство – для дипломированных специалистов, бакалавров, значительно меньше программ – для юных студентов, исключительные программы – для выпускников школ с углублённым изучением немецкого языка (от DAAD).
  • Финансирование стипендий. Стипендия налогом не облагается. Подрабатывать запрещено или очень ограничено (заработок не должен превышать определённую сумму иначе от стипендии придётся отказаться). В сумму стипендии включены разные семинары и курсы повышения квалификации, посещение которых для стипендиата обязательно, иначе студента могут лишить дотации.
  • Суммы стипендий: для студентов от 450 € в месяц и выше (стипендии от DAAD – от 750 €)
  • Существуют специальные интернет-порталы с системой поиска подходящей стипендии. Запрос: специальность, академический статус, гражданство. Ответ: все программы и гранты по индивидуальному запросу будущего стипендиата с кратким описанием и перечнем требований. Ежегодно свыше 900 стипендиальных программ.

Поддержка науки в Германии

  • Национальная премия «Германия – страна идей» для вузов.
    • Лауреат премии в 2010 г. – лаборатория «Институт материалов и процессов» при Высшей школе техники и экономики Карлсруэ. Суперсовременное оснащение. Спонсоры – промышленные предприятия Германии – одалживают новейшие приборы и аппараты, оснащают тем, что появится через 3-4 года, затем выпускники занимаются внедрением этой самой техники на производстве.
  • Фонд Александра фон Гумбольдта
    • Виды грантов:
      • гранты на исследования (иностранцам – в Германии, немцам – за рубежом),
      • федеральные гранты (иностранцам),
      • стипендии, международные гранты по защите климата (в Германии).
  • предоставляет иностранным учёным до 500 Стипендий Гумбольдта для долгосрочной научно-исследовательской деятельности в Германии.
  • до 100 премий в год иностранным учёным за выдающиеся достижения в научно-исследовательской области.
  • 100 стипендий немецким учёным для работы за рубежом.
  • Финансирование специальной программы, которую патронирует канцлер ФРГ. Стипендии федерального канцлера получают будущие менеджеры высшего звена из США, а с недавнего времени и потенциальные руководящие кадры из РФ.
  • Стипендии Изикеи Вордвелла предназначены для молодых испанских музыкантов и музыковедов.
  • Общество Макса Планка
    • Особая форма финансовой поддержки молодых ученых самостоятельно работающие научно-исследовательские группы Общества Макса Планка (49 групп в 2002 г.). Молодые, уже проявившие свой талант в одной из областей науки, иностранные учёные могут получить опыт и квалификацию руководителя исследовательского коллектива. Персональные программы рассчитаны на 5 лет.
    • 3.000 зарубежных учёных ежегодно в институтах Общества повышают квалификацию и знакомятся с новыми методами научной работы.
  • Германское научно-исследовательское общество (DFG)
    • Поддержка молодых учёных. Стипендии, в основном, для граждан ФРГ, реже для зарубежных учёных.
    • Финансирует долгосрочные целевые научно-исследовательские программы в вузах (чаще междисциплинарные) для студентов и молодых учёных.
    • Целевые научно-исследовательские программы предусматривают как сотрудничество с научно-исследовательскими организациями вне университетов, так и кооперацию с частными предприятиями и фирмами в рамках отдельных проектов. Чаще всего особо тесные отношения устанавливаются с вузами и НИЦ, а также с отдельными учёными, в том числе и за рубежом. Сейчас Германское научно-исследовательское общество финансирует 292 программы такого рода. Примерно 25 новых программ ежегодно приходит на смену закончившимся.
    • Региональные и страновые конкретные меры поддержки
    • Международные научные совещания
    • Сотрудничество с Африкой.
    • Основные программы (почти 3 сотни):
      • Индивидуальные гранты
        • Индивидуальные гранты с поддержкой публикаций (разные виды грантов от студентов и до профессоров, во время проведения акции, для аспирантов, академическая карьера и др.)
        • гранты на группу,
        • гранты на исследования (молодым учёным для проведения исследований за рубежом),
        • для врачей,
        • программы Эмми Неттер (ранняя независимость молодым учёным),
        • программы Гейзенберга (для полных и младших профессоров, для немцев/репатриантов/иностранных учёных),
        • проекты Рейнхарт Козеллека,
        • клинические исследования (DFG и Федеральное министерство образования и научных исследований BMBF, исследования по фармакологии) и другие.
        • Скоординированные программы: совместные исследования, аспирантура, колледж, приоритетные программы, исследовательские группы, и др.
        • Научные награды, в том числе:
          • премия Готфрида Вильгельма Лейбница (выдающимся учёным за выдающиеся достижения, до 2,5 млн. евро),
          • премия Хайнца Майера-Лейбница (молодым учёным за выдающиеся достижения, с 1977 г., до 16 тыс. евро),
          • премия Коперника (DFG совместно с Фондом польской науки, каждые 2 года, польским и немецким учёным/командам на проект, продвижение молодых талантов, до 100 тыс. евро),
          • премия Евгения и Ильзы Сейсболд (японским и немецким учёным, 10 тыс. евро, гуманитарные/общественные/естественные науки),
          • премия фон Кавен (математикам),
          • премия Albert Maucher по наукам о Земле (раз в 2 года, молодым учёным и исследователям до 35 лет, 10 тыс. евро),
          • Международное сотрудничество: германо-израильский проект, европейское сотрудничество, с развивающимися странами, с Африкой, трёхсторонние проекты, научные совещания, стипендии Макс Каде, международное продвижение молодёжи,
          • Финансирование инфраструктуры: научное оборудование и IT (для НИР в вузах, до 50%), библиотеки и информационные системы.
    • Федеральная государственная программа Excellence. С 2005 г.
      • Цель: укрепление международной конкурентоспособности путём увеличения финансирования лучших университетов (первоначальный план: 6-ти университетов).
      • 3 линии финансирования:
        • Содействие молодым учёным (высшая школа),
        • Содействие передовым исследованиям (кластеры),
        • Институциональные стратегии в области передовых исследований – будущие концепции (особое внимание фонда).
        • На 1 этапе с 2006 г. финансировались 37 университетов (кластеров), 39 выпускников и 9 концепций на сумму 1,9 млрд. евро на 5 лет.
        • В 2009 г. решено продлить ещё на 5 лет с 2012 г. с общим объёмом финансирования 2,7 млрд. евро.
        • 2 этап программы с 2011-12 г. Выбрано уже 59 проектов из 32 университетов.
  • Фонд Фольксваген
    • Крупнейшая в Германии общественно-благотворительная организация. Содействие исследовательской деятельности в различных областях науки и техники. Финансовые средства предоставляются не частным лицам, а группам ученых или научно-исследовательским учреждениям.
  • «Коллегии стипендиатов» особая форма поддержки при написании кандидатской диссертации. Финансируются Немецким научно-исследовательским объединением. Стимулируют написание кандидатских работ на стыке нескольких научных дисциплин. Дополняют традиционную систему индивидуальной опеки при написании кандидатской диссертации. В рамках «коллегии стипендиатов» над диссертациями одновременно работает несколько учёных. Выбор кандидатов, получающих стипендии «коллегии», проводится самими «коллегиями». В рамках коллегии работает 10-15 преподавателей вузов и до 30 прочих членов коллегии, 12-15 из которых получают стипендии коллегии. Остальные члены коллегии получают стипендии иных организаций или работают над диссертацией в рамках аспирантуры.
  • Аспирантские курсы при некоторых университетах (Graduate Schools). В этих школах молодые ученые в течение 3-х лет готовят кандидатские диссертации. Организация по междисциплинарному принципу. В отличие от коллегий, они являются долговременными структурами. Треть стипендий – для иностранных ученых.
  • Германская служба академических обменов (DAAD)– самая крупная немецкая организация, способствующая развитию международного сотрудничества в академической и научной области. DAAD – самоуправляемая организация вузов Германии. Объединяет 232 немецких вузов-участников и 131 студенческих коллектива (2009 г.). 100 тысяч стипендий в 2009 году (включая 33 тысячи Erasmus-стипендий), из них 41,7 тыс. для иностранцев. Годовой бюджет DAAD – 356,5 млн. € (2009 г.), в т.ч. 18 млн. € для академического обмена с Россией. Более 250 программ. Решение о выделении стипендий принимается независимыми отборочными комиссиями (88 комиссий, 530 профессоров). Главные критерии отбора: научная квалификация соискателя и качество представленного проекта или плана научной работы. Представительства во многих странах. Сайт на 20 языках.
    • Стипендии для немцев. Поддержка молодой немецкой элиты для обучения и научной работы в вузах и научных центрах за рубежом.
    • Стипендии для иностранцев. Поддержка молодой элиты из-за рубежа для обучения и научной работы в вузах и научных центрах Германии.
      • Стипендии для последипломного обучения и обучения в магистратуре.
      • Программы для журналистов. Для филологов. Для выпускников вузов творческих специальностей и архитекторов.
      • Стипендии для молодых учёных: научная стажировка; научная стажировка для повышения научной квалификации; обучение в аспирантуре и защита диссертации в Германии (от 1 мес. до 3 лет).
      • Стипендии для бывших годовых стипендиатов DAAD (1-3 мес.).
      • Специальные программы:
        • DLR-DAAD – Research Fellowships – для специалистов в области авиации, космоса, транспорта и энергетики, медицины. 3 типа: выпускники и аспиранты; кандидаты наук; учёные-исследователи.
        • «Евгений Завойский» Программа совместно с Минобрнауки Республики Татарстан. Научные стажировки для аспирантов, учёных и преподавателей вузов Республики Татарстан (до 45 лет, на 1-3 мес для проведения исследований в Германии).
        • Siemens/DAAD Post Graduate Program – для студентов с PhD (до 36 мес.), Направления: двигатели, криптография, физика потоков.
    • Интернационализация вузов. Повышение интереса иностранных учащихся и учёных к учёбе и научной работе Германии.
      • Научные стажировки для учёных и преподавателей вузов (1-3 мес.).
      • Учебная практика в немецких вузах и на предприятиях при поддержке международной ассоциации IAESTE (студенты естественных, инженерных, сельскохозяйственных наук и лесоводства).
    • Поддержка германистики и немецкого языка. Пробуждение интереса к немецкому языку и культуре Германии в мировом культурном обмене. Для германистов-филологов.
    • Сотрудничество в области образования с развитыми и развивающимися странами. Поддержка научного, экономического и демократического развития: ALFA III (Латинская Америка), ATLANTIS (США), TEP (Канада), ELULINK, Программа ACP наука и технология, ICI ECP (Австралия, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея), ACEM DUO, Vulcanus (Япония),
    • Программа Sokrates/ERASMUS по обмену студентами между странами ЕС (Национальное агентство ЕС по программам обмена студентами).
    • Учебные и консультационные проекты по поручению ЕС (TEMPUS, LEONARDO и др.)
    • Программа для экономистов для обучения в магистратуре (ERP – European Recovery Programme), в т.ч. и из России. Срок: 10 мес-2 года.
    • Бинациональные программы с Россией: программа «Михаил Ломоносов» (с 2003 г.) и программа «Иммануил Кант» (с 2005 г.).
  • Объединение фондов поддержки одарённых студентов: 12 фондов, стипендия PLUS. Виды поддержки:
    • Ежемесячные стипендии и гранты для обучения за рубежом, языковые курсы, стажировки за рубежом, летняя практика по обмену.
    • Междисциплинарные семинары, симпозиумы, конференции, семинары,
    • Контакты с преподавателями, наставниками и учителями, общение с известными учёными.
  • Федеральный союз немецких фондов,
  • Более 20 крупных организаций и фондов, которые осуществляют поддержку перспективных иностранных студентов:
    • Германская служба академических обменов (DAAD),
    • Фонд имени Александра фон Гумбольдта,
    • Фонд имени Фридриха Наумана,
    • Фонд имени Готлиба Даймлера и Карла Бенца,
    • Фонд имени Ханса Зайделя,
    • Фонд имени Генриха Бёлля,
    • Фонд имени Фридриха Эберта,
    • Фонд имени Конрада Аденауэра,
    • Фонд имени Розы Люксембург,
      • Католическая служба академического содействия иностранцам (KAAD) и другие.
      • Программы для отдельных специальностей:
        • Фонд имени Альфреда Круппа фон Болена и Хальбаха (Alfried Krupp von Bohlen und Halbach-Stiftung). Финансовая поддержка студентам: педагогики, медицины, культурологии, литературоведения и физической культуры.
        • Фонд им. Фридриха Эберта: поддержка экономистов.
        • Фонд Карла Дуйсберга: иностранным студентам факультетов естественных наук и студентам-медикам.

  Фонды поддержки науки

  • Партийные фонды

Крупнейшие общественные фонды в Германии, выделяющие в т.ч. стипендии для иностранцев. Существуют при крупных политических партиях страны и реализуют в числе прочих задач поддержку общественно активной студенческой и научной молодежи по всему миру. Стипендиальные программы обычно охватывают широкий круг соискателей. Все «партийные» фонды Германии имеют представительства в России:

Кроме DAAD, существует множество организаций, предусматривающих в разных вариантах финансовую поддержку для обучения и научных исследований. Как правило, поддержка выделяется для аспирантов и ученых, как по индивидуальным, так и по коллективным (аспирантские и научные группы) проектам:

Стипендиальные программы ограничены преимущественно (хотя и не обязательно) соответствующей конфессией.