Выступление Евгения Александровича Ваганова

Если говорить об инженерном образовании в России, это вроде бы частный вопрос, но я думаю, что упадок инженерного образования – это проблема глобальная, не случайно сейчас идет дискуссия в Штатах в инженерных сообществах, в Германии, в Китае, потому что они озабочены слабостью инженерного образования. И есть даже предложение, например, внутри Европейского Союза сформировать очень мощный институт инженерного образования, который бы задавал стандарты для всех остальных стран по инженерному образованию. Но мне кажется, здесь есть и такая философская сторона вопроса. Может быть настало время для смены парадигмы.

То есть, если в текущем и прошлом инженерное образование было ориентировано на запросы государства и экономики, то для будущего, мне кажется, надо поставить вопрос и обсудить его, что инженерное образование должно быть ориентировано на человека. Теперь я объясню, в чем я понимаю эту ориентацию, это не значит, что полностью техническое обучение устранить – нет. Во-первых, все люди разные по способностям, менталитету и критериям успеха. Мне кажется, что я основываюсь на некоторых экспертных оценках, но наверное эти цифры не очень сильно будут варьироваться, если скажу так, что процент тех, кто может предложить инновационные идеи в науке и технике, он небольшой, это 10-15%. Процент тех, кто может находить новые решения в сложившейся системе знаний, идеологий, их больше, их порядка 25. Мы знаем это по системе рационализаторов и изобретателей. И наконец, процент тех, кто способен к коммерческому риску, их тоже не очень много. Сегодня леса рук в вопросе, кто организовал успешный частный бизнес на пленарном заседании тоже не было видно.

 

Поэтому, мне кажется, что организация может быть инженерного образования должна акцентироваться именно на эти категории людей, которые мы должны в первую очередь определить. Поэтому если мы говорим об инженерном обслуживании действующих современных конкурентных производств, значит, мы точно должны иметь для них набор профессиональной компетенций, подготовленных соответствующими компаниями, и активная практика. Это может осуществляться в рамках подготовки программы прикладного бакалавриата или бакалавриата.

Если мы говорим о следующей группе, которая подразумевает, что должны быть инженеры для проектирования новых линий производства программ инновационного развития компании, то здесь необходимы дополнительные знания, умения и обязательная стажировка, может быть в крупных российских компаниях или за рубежом. И такая программа может проводится в рамках бакалавриата, специалитета  и магистратуры.

И наконец, если мы говорим об иженере-предпринимателе, который должен быть организатором собственного бизнеса с использованием новейших разработок, то это дополнительные умения и знания в области экономики, логистики, юриспруденции. Такая подготовка может быть осуществлена в рамках специалитета, магистратуры и магистратуры бизнес-администрирования.

И наконец, та группа людей, которая сфокусирована на новые знания, на поиск, так сказать, новых решений, это инженеры-исследователи и преподаватели. Это необходима четкая задача научной тематики, зарубежные стажировки, постоянное общение с коллегами по профессии. И это естественно подготовка в области магистратуры, аспирантуры и докторантуры.

Для России, я считаю, что нам ещё некоторые позиции важно заложить в это инженерное образование, в этап подготовки такого инженерного образования. Потому что мы всегда считали, что Россия славна базовыми знаниями. И базовые знания необходимы, я считаю, для инженерного образования, другой момент, какой набор этих базовых знаний, так, чтобы не перегружать и в то же время дать необходимые для того, чтобы было возможно решать задачи современные. Знания английского, я считаю, обязательны, потому что иначе мы не получим инженеры, который бы разговаривал со своими коллегами, не важно откуда они будут. Видение сетевых технологий, мне кажется, что если в ЕС сейчас формируются некоторые сообщества для программ базового инженерного образования, то нам просто необходимо, чтобы лучшие наши преподаватели, приняли участие в работе над этими программами, для того, чтобы эти программы были унифицированы с Российским сообществом в первую очередь. Тогда у нас будет меньше проблем с введением всяких двойных дипломов, обмена дипломов и прочее и прочее.

..

Я считаю, что тестирование, проектирование, деловые игры и прочее – это набор тех инструментов для того, чтобы правильно после первых курсов дачи базового образования, дать возможность студентам настроиться на дальнейшее.

Ну и наконец, предложение. Я бы сейчас министерству промышленности, министерству образования предложил создать рабочую группу подготовки концепции инженерного образования в РФ, в тесном контакте с коллегами из Европы и Азии. Но концепция должна быть написана как билль о правах, а не 300-страничный документ, который у нас, как всегда получается, когда у нас начинают всё учитывать. Нам нужно составить так, чтобы учесть 60-70% того, что мы хотим увидеть в новой форме инженерного образования. Ну и обсудить такую концепцию – раньше это называлось промышленная комиссия до войны, а сейчас – промышленный съезд   , широким представительством бизнеса и  образовательных структур, ну и принять вариант для дальнейших законодательных инициатив.