Сингапур

Сингапур – карликовое островное город-государство (5 млн. жителей, площадь страны на треть меньше площади Москвы). Ограниченные природные ресурсы. Единственный ресурс – человек.

Развитие НИОКР:

  • Стратегия в период кризиса: большая целенаправленность стратегий в области НТИ и их согласование с национальными приоритетами.
  • Сингапур – наиболее быстро растущий инвестор в НИОКР в регионе: рост расходов на НИОКР с 1,9% в 2007 г. до 2,5% в 2007 г.
  • По данным Всемирного банка, в период 1995-2008 гг. своё положение в Индексе знаний улучшили только Сингапур (и Вьетнам).
  • Движущей силой роста в основном стали работающие в Сингапуре учёные, многие из которых вернулись из-за границы в свои хорошо финансируемые лаборатории. В 2000-2007 гг. число исследователей, работающих на полной рабочей ставке, возросло на 50% и достигло впечатляющей цифры в 6 088 исследователей на миллион человек населения.
  • Основная национальная стратегия:
    • объединение исследовательских учреждений, занимающихся ИКТ и биомедицинскими исследованиями, в двух национальных научных кластерах.
    • В результате Сингапур становится ведущим центром в области биомедицинских и инженерных технологий.

 

  • притоку талантов способствует также широкое распространение английского языка, низкий уровень коррупции и в целом благоприятная ситуация с соблюдением законности.
  • наём исследователей из-за рубежа,
  • предлагают учёным возможности для развития карьеры, доступ к научной инфраструктуре, привлекательные финансовые условия.
  • направляют тысячи своих граждан на обучение в зарубежных вузах и инвестируют большие средства в аспирантуру собственных университетов.
  • способность государства маневрировать национальной культурной средой, добиваясь сочетания жесткого контроля над обществом с растущим уровнем образования и открытостью новым идеям и иностранным специалистам.

 

Образование – инструмент экономического развития страны, полного раскрытия потенциала граждан, их счастья.

Образование в Сингапуре подразумевает гармоничное воспитание человека – совокупность его нравственного, интеллектуального, физического, социального и эстетического развития, а не оценки, дипломы.

Для создания наукоёмкой экономики необходим новый стиль мышления, поэтому действует новая система приёма в университеты: отбор студентов, которые помимо знания содержания предмета умеют обосновывать выводы, думать логически, изобретательные и творческие люди. Преподавание становится более эффективным, поощряет гибкость, инициативу и творчество в школах.

Характерные черты сингапурской средней школы:

  • двуязычие (упор на английский язык – язык международного общения, китайский – чтобы знать свои корни);
  • доброжелательное отношение к разным национальностям и религиям;
  • приоритетные направления: технические, естественные науки и математика;
  • принцип разделения детей на потоки по способностям к учёбе и обучение потоков по соответствующим их уровню программам;
  • всеобщее среднее образование – 10 лет: 6 лет в начальной школе и 4 года в средней школе. Основное внимание общего образования уделяется: развитию навыков чтения, письма, элементарной математики, английского и китайского языков, физической культуре, нравственному и эстетическому воспитанию, воспитанию ответственного отношения к окружающему миру, развитию творческого и независимого мышления (двухгодичная программа развития навыков мышления (включает восемь основных навыков мышления мышление, требуемое для сосредоточения, обработки информации, запоминания, организации, анализа, интегрирования и оценивания) цель этой программы – помочь учащимся видеть закономерности и логическую связь между предметами, научить их применять мышление в процессе обучения и в реальных жизненных ситуациях) распространена во всех средних школах Сингапура; очень много время отводится на практические занятия, т.е. детей не перегружают преимущественно теоретическими знаниями, как в привычных нам консервативных школах.

Ожидаемые целевые результаты от сингапурского начального, среднего и доуниверситетского образования. Учащиеся должны:

  • Уметь отличать хорошее от плохого
  • Быть высоконравственными
  • Быть мобильными и решительными
  • Научиться делиться с другими и ставить интересы других на первое место
  • Проявлять заботу и беспокойство о других
  • Разумно подходить к общественной ответственности
  • Уметь строить дружеские отношения
  • Уметь работать в команде и ценить любую помощь
  • Понимать, что значить воодушевлять и мотивировать других
  • Проявлять живой интерес к окружающим вещам,
  • Быть предприимчивыми и инициативными
  • Иметь творческий и предпринимательский дух
  • Развивать здоровые привычки
  • Ценить эстетику
  • Иметь вкус к жизни
  • Любить Сингапур
  • Знать Сингапур и верить в него
  • Понимать какие качества необходимо иметь, чтобы руководить Сингапуром.

После завершения среднего образования учащиеся могут подать заявление на поступление в колледж с двухгодичным курсом обучения, где они могут подготовиться к поступлению в университет или в институт, где подготовка к поступлению в университет займет три года. Студенты зачисляются по системе баллов, вычисляемых по результатам экзамена на получение ССО О – (Сингапуско-Кембриджского Сертификата о Среднем Образовании уровня О (Обычный). В конце курса сдается экзамен на получение ССО уровня А (Повышенный).

Способность студента получать высшее образование определяется по результатам экзаменов. С 2002 году все, подающие документы на поступление в высшие учебные заведения, сдают Тест на Академические Способности, результаты которого составят 25% от проходного балла. Цель тестов: проверить способность мыслить, выявить талантливую молодёжь, способную добиться успеха в условиях наукоёмкого общества XXI века.

Особенности сингапурской системы:

  • сильная система математического и технического образования,
  • высокопрофессиональный, выдающийся и очень преданный своему делу преподавательский состав;
  • широкое использование в процессе обучения информационных технологий;
  • программа образования одарённых детей;

Характерные черты системы образования Сингапура:

  • утилитарная философия образования – чёткое видение результатов образования;
  • осознание политической значимости образования;
  • тщательное изучение и заимствование лучших черт прогрессивных систем образования;
  • политическая воля, тщательное планирование и отличное руководство сферы образования правительством Сингапура;
  • акцент на необходимость образования в течение всей жизни;
  • правительство Сингапура создает самые благоприятные условия для преподавателей – всемерное содействие повышению их квалификации, высокие зарплаты, социальные льготы и гарантии, карьерное поощрение и продвижение – всё это делается для совершенствования уровня преподавательского состава Университетов Сингапура.

Сингапур ставит себе цель стать Бостоном Востока, на территории которого будут располагаться университеты, колледжи, исследовательские институты и тысячи компаний. Это главный пункт творческой энергии, где кипит интеллектуальная, исследовательская и социальная деятельность.

Правительство Сингапура надеется создать оазис таланта, центр знаний в Сингапуре. Для достижения этой цели Сингапуру нужно набрать талантливых преподавателей университетов, способных студентов и построить критическую массу выдающихся учебных заведений.

  • Сейчас в Сингапуре уже работают 7 филиалов лучших университетов мира (цель – 10):
  • Три собственных университета:
    • Национальный Университет Сингапура (NUS) – государственный университет
    • Наньянгский Технологический Университет (NTU) – государственный университет
    • Сингапурский Университет Управления (SUA) – частный университет.

Собственные сингапурские университеты являются образцами в сингапурской системе образования и признаются азиатский экономическим сообществом в пятёрке лучших университетов Азии. НУС и НТУ добились мирового признания.

Университеты имеют хорошую инфраструктуру, оборудование. Проводятся исследовательские работы на самом высоком уровне: первоклассные лаборатории и исследовательское оборудование.

Филиалы американской Чикагской Школы Бизнеса, филиал Вортона (Университета Пенсильвании), французской школы бизнеса ИНСИАД. Можно получить МВА по Гарвадской программе. Массачусетский Технологический Институт совместно с NTU и NUS предлагает программу для аспирантов по инженерному делу; Карнеги Мэлон совместно с Наньянским Технологическим Университетом ведёт подготовку Магистров Финансовых Наук; Технологический Университет Джорджии совместно с Национальным Университетом Сингапура открыли Институт Логистики; Эколь Политехникум объединился с Национальным Университетом Сингапура по присвоению двух степеней сразу; Нью-Йоркский Институт Финансов открыл в Сингапуре свой Региональный Центр Подготовки; Американский Центр Развития Руководящих Работников будет открыт в Сингапуре в 2001 году. В этом Центре разместились также Институты Подготовки Международного Валютного Фонда и Мирового Банка.

Приоритет технического и естественно-научного направления в образовании:

  • для подготовки молодежи к наукоемкой и технологически прогрессивной экономике 60% студентов изучают естественные науки и инженерное дело.
  • Меры от Министерства Образования Сингапура для увеличения приема особенно одаренных молодых людей
    • изменение образа мышления у молодежи и прививание у них интереса к инженерному делу и естественным наукам.
    • Программа научных исследований для студентов колледжей с двухгодичным курсом обучения,
    • Национальная Научная Премия «Поиск Талантов»,
    • Программа Школьной Адаптации и Награда Тан Ка Ки Янга за изобретательность.
    • Одаренные студенты будут иметь возможность общаться с учеными университетов и ведущими исследователями в Сингапуре и за рубежом.
    • Министерство Образования разработает комплексную систему профессиональной ориентации, для того, чтобы студентам было проще принять решение по выбору профессии.
    • Совет по Экономическому Развитию, Национальный Совет по Науке и Технике и Министерство Образования совместно начали цикл семинаров для учащихся двухгодичных колледжей. Эти семинары ставят целью дать учащимся больше информации о профессиях в области инженерного дела и естественных наук.
    • Министерство Образования разработало меры, чтобы сделать курс по обучению инженерному делу и естественным наукам более привлекательным для учащихся. Университеты начали реализацию новых программ, таких как Ускоренная Программа по получению степени магистра на инженерных и естественнонаучных факультетах (со стипендиями и наградами Научно-Технического Совета) и стипендиями в области инженерного дела с дополнительной специализацией в области бизнеса, управления информационными системами и права.
    • Технические институты Сингапура регулярно пересматривают содержание своих курсов, чтобы они были как можно ближе к нуждам современных производств и эффективно улучшают содержание преподаваемых ими программ с тем, чтобы дать своим студентам прочные основы знаний и практические навыки, необходимые для удовлетворения требований работодателей, а также научить студентов гибкости, которая позволила бы им в будущем приобретать новые навыки.
    • правительство Сингапура старается обеспечить большую часть своего рабочего контингента техническим образованием мирового класса. Реструктурируя и расширяя техническое и профессиональное образование в Сингапуре, правительство объединило институты Совета по Экономическому Развитию (СЭР) в четвертый политехнический институт Наньянгский Политехнический, который включает в себя Франко-Сингапурский Институт (ФСИ), Германо-Сингапурский Институт (ГСИ) и Японо-Сингапурский Технический Институт (ЯСТИ). Эти институты составили ядро Школы Инженерного Дела Наньянгского Политехнического Института и принесли Сингапуру с собой свою международную репутацию, свой богатый опыт и связи по всему миру. Связи этих институтов с промышленностью, иностранными правительственными организациями и компаниями обогатили их знаниями, техническим ноу хау, позволившими им разработать подход, называемый фабрика обучения, который политехнический институт планирует применить и в других своих программах.

Сингапур целенаправленно ищет способных молодых людей в Индии, Китае, Вьетнаме, Камбодже и Малайзии, платит им солидные стипендии и посылает их учиться в Гарвард, Кембридж или Стэнфорд. Фактически страна осуществляет долгосрочную и широкомасштабную программу подготовки научной элиты.

 

  • АСЕАН Стипендии одарённой молодёжи из стран региона (Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаосская НДР, Малайзия, Мьянмы, Таиланд, Филиппины, Вьетнам) на обучение в университетах Сингапура (обучение $2200-2400 в год, общежитие, единоразовое пособие $400, перелёт и др.).
  • SIA Стипендии талантливой молодежи из Индии на 2 года обучения в колледжах Сингапура и в университетах NTU и NUS (обучение $2400 в год, общежитие, единоразовое пособие $500, перелёт и др.).
  • A*STAR Агентство по науке, технологии и исследованиям, которое курирует государственный сектор науки и технологий, управляет 12 НИИ и выделяет гранты университетам и прочим внешним структурам, а также направляет сингапурских молодых ученых в лучшие мировые вузы. Стипендии одаренным учащимся из Индии на 4 года обучения в колледжах Сингапура (обучение $2200/2400 в год, общежитие, единоразовое пособие $400, перелёт и др.).
  • EDB Совет Экономического Развития отвечает за внедрение научных результатов в бизнес и вообще за развитие инфраструктуры для хай-тека.
  • MOE (Министерство образования Сингапура)стипендии одарённым школьникам и студентам местных колледжей:
    • Стипендиальная программа региональных исследований (малайская культура) ($1000 в год, обучение до $2400 в год).
    • Бикультурная программа исследований (культура Китая) (4 года, $1000 в год, обучение до $2400 в год) .
    • Стипендии талантливым школьникам (из Сингапура и иностранцам) для обучения в Сингапуре.
    • Стипендии художественно одаренным студентам.
    • Студентам гуманитарных наук
    • Студентам, преуспевающим в факультативном изучении языков (китайский, английский, малайский, французский, немецкий, японский),
    • Довузовская стипендия студентам (Pre-University)
    • Поддержка музыкально одарённых студентов.
  • Гранты: субсидии до 80% от Министерства образования (МОЕ). Иностранцы обязаны дополнительно заключить с правительством Сингапура обязательство работать в Сингапуре 3 года после завершения обучения.
  • Стипендии обычно самостоятельно устанавливаются образовательными заведениями.
    • Стипендиальный фонд Национального университета Сингапура (NUS):студенческие и аспирантские стажировки для выполнения исследований, необходимых для получения ученой степени в NUS. Длительность: 1 год с возможностью продления еще на год. Стипендия: 1200-1500 сингапурских долларов в месяц.
  • Кредиты: как правило, оплачиваются после окончания учебного заведения по выгодным процентным ставкам.
  • отбор наиболее талантливых детей в местных школах, гранты на их обучение в вузах по определённой специальности.

 

Поддержка учёных:

  • Цели:
    • Обеспечить физическое и эмоциональное благополучие ученых (адаптация), поддержка развития, максимальное раскрытие потенциала, поощрение достижений.
  • Меры для учёных, прибывших в Сингапур:
    • Ознакомительные программы для новых учёных, Наставничество, Советники, Помощь персонала в общежитиях, регулярные диалоги, Ровесники, Напарники (Buddy System), Программы «принимающая семья», лидерские программы, туры национального наследия, участие в общественной жизни и др.
    • Стипендия покрывает: проживание, питание (завтрак и ужин), медицинскую помощь и страховку, плату за обучение, стоимость экзаменов.
  • Меры для учёных перед международной стажировкой:
    • Всеобъемлющая программа подготовки перед отъездом: приготовление пищи, методы борьбы со стрессом, практические аспекты жизни за рубежом, налаживание взаимосвязей.
    • Поддержание связи через электронную почту, новости, забота о благосостоянии учёного, помощь в решении его научных и личных проблем, весточки от друзей и из дома.
    • Специальный новостной портал для сообщества учёных, чтобы укреплять сообщество и поддерживать их в курсе общественных событий.
    • Карта развития карьеры – руководство для учёных.
  • Развитие карьеры учёного:
    • Выявление сильных и слабых сторон. Дальнейшая поддержка. После окончания PhD учёный 2 года проводит в научно-исследовательском институте. Потом выбор пути: промышленность, корпоративные лаборатории R&D, государственное управление, академический или научный путь.

A*STAR – агентство по науке, технологии и исследованиям, которое курирует государственный сектор науки и технологий, управляет 12 НИИ и выделяет гранты университетам и прочим внешним структурам, а также направляет сингапурских молодых ученых в лучшие мировые вузы. Различные награды и стипендии для талантливых учёных на всех этапах их карьеры, от молодых учащихся и студентов до докторских стипендиатов.

По мнению A*STAR, люди – ключевые драйверы развития экономики, основанной на знаниях. Поиск ярких молодых умов со всего мира и их привлечение к научным исследованиям. Именно эти таланты в дальнейшем будут в авангарде формирования Сингапура как в научный центр мирового уровня.

  • В 2010 г. семь выдающихся учёных-исследователей и инженеров получили Президентскую премию по науке и технологии.
  • Награды молодым учёным (YSA) для молодых исследователей в возрасте 35 лет и моложе, которые принимают активное участие в R&D в Сингапуре, и которые продемонстрировали большой потенциал, чтобы стать исследователями мирового уровня в своих областях знаний (три победителя в 2010 году).
  • A*STAR Investigatorship (A*I) – престижная награда, направленная на привлечение наиболее перспективных молодых исследователей со всего мира. Инициирована с целью воспитания нового поколения научных лидеров в области биомедицины, естественных наук и инженерных исследований.
  • Стипендии лучшим студентам и исследователям, которые увлечены исследованиями, с тем чтобы взлелеять талант и подготовить его к карьере R@D.
    • Школьникам средней школы и студентов колледжей (местным):
      • Тем, кто демонстрирует особенно сильные способности и интерес к математике и естественным наукам для стимулирования их страсти к R&D. Приобщение к исследованиям. Пропаганда науки. 6 видов стипендий.
    • Студентам для учёбы в колледже:
      • стипендии (BS, MBBS-PhD, PGS, AUS) для поддержки бакалавриата в местных университетах и за рубежом, SIPGA – магистратура в Сингапуре для иностранцев (возможность участия в исследованиях, чтобы ознакомиться с яркой научной средой),
    • Для аспирантов (PhD):
      • Цель: в 2010 году заботиться о 1000 кандидатах наук. Поддержка кандидатов на местах или в лучших университетах за рубежом. Возможность для иностранных аспирантов из университетов-партнёров стажировки в лабораториях Сингапура на 1-2 года.
      • Стипендии: PhD, MD-PhD, Overseas, NUS-NTU, SINGA, ARAP.
    • Постдокторские исследования (для аспирантов после защиты докторской диссертации в NTU или NUS):
      • Стипендии: Международное братство A*STAR (A*IF) и Высшая стипендия A*STAR (Post-Doc).
      • 2 года аспиранты проводят исследования в ведущих зарубежных лабораториях. Цель: расширение международных связей, получение новых навыков.
  • Поиск талантливой молодёжи:
    • Конкурсы:
      • Поиск талантов (A*TS) – от 15 до 18 лет, главный судья – обычно Нобелевский лауреат.
      • Премия молодых изобретателей им. Тан Ки Ка.
      • Сингапурская ярмарка науки и инженерии (SSEF). Для студентов колледжей.
      • Премия научного творчества от Sony – для учеников начальной школы. Основная тема – креативные игрушки.
      • Национальный молодёжный конкурс робототехники (NJRC) – крупнейший национальный конкурс робототехники в Сингапуре. Для студентов.
      • National Science Challenge – шоу с целью вдохновить молодёжь на исследовательскую карьеру.

 

С 2000 года, после снижения развития микроэлектроники, чтобы поднять экономику, власти Сингапура сконцентрировали свои ресурсы на развитие биомедицины. Новая амбициозная цель: к 2010 году стать мировым лидером в сфере биотехнологий. «С нуля» создали азиатский центр биомедицины – Биополис, «Город жизни».

  • Создан Международный консультационный совет, в который вошли, в том числе, три нобелевских лауреата, директор Пастеровского института, президенты Caltech и Общества Макса Планка.
  • Совмещение в одном комплексе, в одних корпусах государственных НИИ и частных исследовательских подразделений, часто с общими лабораториями. Совместное использование инфраструктуры позволяет наиболее эффективно распорядиться выделенными финансовыми средствами, способствует постоянному обмену опытом и информацией, что чрезвычайно важно для исследователей. Сочетание фундаментальных и прикладных исследований создаёт отличные предпосылки для коммерциализации.
  • Техническая оснащённость на самом высоком уровне.
  • Привлечение в институты Биополиса мировых звезд и ведущих ученых мира из США, Европы, Японии, а также из России.
  • Ученых привлекают в Сингапур:
    • Востребованность (говорить «Вы нам нужны!», самых лучших упрашивать и лично обхаживать, предлагать оптимальные условия для работы). Уважение окружающих. Здесь ценят людей и их работу.
    • Самое лучшее современное оборудование в достаточном количестве,
    • солидные финансовые возможности (на зарплату, исследования),
    • хорошие перспективы спокойной научной работы,
    • заинтересованность властей в получении результата, в коммерциализации разработок.
    • Особая заслуга сингапурцев – «дружественная» ученым атмосфера, которую подчеркивают все уехавшие туда специалисты. Футуристического вида здания наукограда, возведённые по экологическим технологиям, в живописном парке, атмосфера которого, по заверениям строителей, «стимулирует мыслительную деятельность ученых и способствует установлению деловых контактов». Удобные для работы помещения.
    • Обмен опытом и информацией с выдающимися учёными, которые работают рядом.
    • Все условия для экспериментов на животных. Рай для исследователей со строгими правилами, некоторые из которых либеральнее, чем в Германии: например, репродуктивное клонирование человеческих эмбрионов в Сингапуре запрещено, терапевтическое – разрешено (как в Великобритании).
    • Быстрое решение административных, кадровых вопросов.
    • Гарантированное финансирование: очень удобно, не надо постоянно искать спонсоров. Позволяет руководителю стратегически планировать деятельность института.
  • Всего в Биополисе трудится 4000 исследователей, треть из которых имеет степень Ph.D.
  • Существенные налоговые льготы и поощрения привели к тому, что производства в Сингапур перенесли многие гиганты фармацевтики и биотехнологии, которые сами начали открывать в Биополисе исследовательские отделы и готовятся к размещению своих ученых.
  • Бюджет строительства Биополиса: инфраструктура стоила порядка $580 млн., госзатраты на науку в год составляют около $600 млн. + 35% частных средств (данные www.strf.ru).