18 февраля 2012 года состоялось расширенное заседание коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации. Его лейтмотивом стало подведение итогов работы за все восемь лет существования ведомства и обсуждение планов на будущее. В работе коллегии приняли участие руководитель администрации Президента Сергей Иванов, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина, председатель комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев, вице-президент РАН Валерий Козлов, ректоры ведущих российских вузов, руководители региональных органов управления образованием, общественные деятели и эксперты. Министр образования и науки Андрей Фурсенко начал свое выступление с подведения итогов 2011 года. Главным достижением ушедшего года, по словам министра, стало широкое общественное и профессиональное обсуждение проекта закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором нашли отражение основные механизмы модернизации системы образования. «Мы находимся на завершающем этапе принятия федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который станет основополагающим нормативным правовым актом на ближайшие годы», – сказал он в своем выступлении. Среди главных событий 2011 года Андрей Фурсенко также назвал:
Когда же речь зашла об основных достижениях за все восемь лет существования ведомства, министр подчеркнул, что «с самого начала нашей работы мы безоговорочно приняли подход, при котором главным в образовании является воспитанник, ученик, студент, аспирант – тот, кто учится». Реализуется этот принцип, по словам Андрея Фурсенко, за счет поддержки цепочки непрерывного образования в течение всей жизни. При этом нормативно закреплена свобода выбора на всех образовательных уровнях. Сначала родители выбирают для ребенка одну из существующих моделей детских садов. Затем, основываясь на содержании образовательных программ, выбирают школу. В старших классах – свободу выбора предоставляет единый госэкзамен и образовательные олимпиады, которые обеспечивают более справедливую систему отбора в вузы и увеличивают шансы на поступление в ведущие университеты талантливых ребят вне зависимости от места их проживания. Студенты могут выстроить собственную траекторию развития за счѐт гибкой уровневой системы обучения в высшей школе. А взрослые выбирают программы дополнительного образования в соответствии со своими профессиональными или личностными интересами. Чтобы обеспечить свободу выбора для всех необходима соответствующая инфраструктуры, требующая серьезных финансовых вложений. «Нам удалось добиться существенного увеличения расходов государственного бюджета на образование, – сказал Андрей Фурсенко. – Консолидированный бюджет образования за 8 лет увеличился с 600 млрд руб. до 2,3 трлн рублей». При этом рост образовательного бюджета проходил с одновременным совершенствовании финансово-экономических механизмов. Начиная с 2006 года, начался переход к нормативно-подушевому финансированию, главный принцип которого – «деньги идут за учеником». Министр подчеркнул, что такой подход позволил существенно поднять зарплату преподавателям: «Если в 2004 году заработная плата учителя составляла около 4 тыс. рублей (менее 60% от средней по экономике), то сегодня мы вплотную подошли к средней заработной плате по экономике». Самым обсуждаемым проектом Минобрнауки России за минувшие годы стал, по мнению Андрея Фурсенко, единый государственный экзамен (ЕГЭ). Но если раньше общественность дискутировала по поводу целесообразности введения ЕГЭ, то сегодня большинство обсуждений сводятся к тому, как сделать его лучше. Министр сообщил, что в настоящее время разрабатывается целый ряд предложений, которые позволят мотивировать ребят учиться все время, а не только в выпускном классе. Немало внимания в своем выступлении Андрей Фурсенко уделил и развитию науки. Он сообщил, что в последние годы в стране ведется работа по «модернизации научно-технического сектора, базируясь на идее еще более тесной интеграции образования и науки, рассматривая их как единый комплекс развития человеческого капитала». Большую роль в этом процессе сегодня играют ведущие вузы, научные проекты которых на сегодня достойно конкурируют с разработками крупнейших академических и корпоративных научно-исследовательских центров. По словам министра, «уже сейчас в России на национальном уровне достаточно эффективно функционируют научно- образовательные и инновационные кластеры в Москве, Питере, Томске, Казани». Ряд пилотных проектов имеют прорывной характер. Наиболее характерным является развитие нанотехнологий, что «делает Россию абсолютно конкурентоспособной в этой отрасли, начиная от публикационной активности и заканчивая коммерциализацией прикладных разработок». Министр подчеркнул, что новое качество научных исследований складывается и за счет формирования глобальной инфраструктуры. Россия сегодня активно участвует в таких глобальных международных проектах, как Большой адронный коллайдер в ЦЕРНе, ИТЭР, XFEL. Подводя итоги проделанной работы, Андрей Фурсенко заявил, что основным ориентиром в формировании стратегии развития образования и науки на ближайшие 10-15 лет станет концепция непрерывного образования, где «каждая ступень – детский сад, начальная, средняя, старшая школа, бакалавриат, магистратура и так через всю жизнь – должна быть в равной степени востребована и использована». Министр отметил, что успешная реализация любых планов возможна только в том случае, если они будут абсолютно тождественны планам молодого поколения. Автор фотографий: Игнат Соловей, STRF.ru