Израиль – малая страна (население 7,7 млн. чел., территория в 2 раза меньше Московской области), ограниченные природные ресурсы, острая нехватка питьевой воды.
Уникальный опыт создания в короткий срок передовой социально-экономической структуры.
Экономика Израиля вплоть до 80-х гг. развивалась преимущественно экстенсивным путём.
Взрывной рост ВВП: в 3 раза за 17 лет (1992-2009 гг.) – с $65 млрд. до $194 млрд. Причины:
Массовая иммиграция из бывшего СССР: более 1 млн. чел. (20% населения страны), 40% с в/о, доля граждан с научной степенью выросла в 2 раза (с 1,2 до 2,4%),
иностранная помощь (из США, 4,4% бюджета, 98% на оборонные расходы),
людские ресурсы с контролируемых арабских территорий,
возникла и начала осуществляться, особенно среди молодёжи, «еврейская мечта»: сделать что-то новое своими мозгами и продать это дорого.
Внешняя (эмиграция) – ученый продолжает заниматься наукой,
Внутренняя утечка мозгов – специалист, проживая в России, работает в западных или отечественных фирмах по международным грантам. Потери России $600-700 млн в год. Такой вид использования российских ученых все больше расширяется (выгода Западу: не надо приглашать специалиста, нет затрат на его жилье, на высокую зарплату $3-4 тыс.).
Внутрироссийская миграция учёных в сторону российских столиц. Падает качество научных исследований и уровень преподавания в региональных университетах. Решение: обеспечить развитие обратного потока, не обязательно тех, кто в данном регионе родился. Возможен десант столичных ученых. Увеличить продолжительность таких выездов квалифицированных столичных ученых в регионы. Выделять в региональных бюджетах средства на формирование резервов временного жилья, находящихся в оперативном ведении университетов. Если в каком-либо регионе власти захотят подняться с провинциального уровня на современный, эту проблему нужно решать в самом приоритетом порядке.
Смена профессии выпускником, уход из науки в другой бизнес.
В целом наблюдается дисбаланс между государственными ресурсами, направляемыми на создание знаний, и наблюдаемыми результатами в сфере инноваций.
Причина столь пагубной и затяжной неэффективности НИС (национальной инновационной системы) кроется не только в последствиях ломки советской модели. Она лежит в неэффективности госполитики в области инноваций и науки.
«Русский парадокс»: сочетание централистских традиций с фрагментарностью принятия решений на уровне правительства, министерств, ведомств и госкорпораций, координация действий которых весьма слабая.
Китай – авторитарное государство с централизованной плановой экономикой.
Мировой экономический лидер.
2-я по величине экономика по объёму ВВП (недавно обогнал Германию и Японию).
Пекин и Шанхай – локомотивы экономики.
Крупнейший в мире экспортёр.
Особенности:
Готовность учиться у других стран. Приглашение иностранных экспертов для разработки стратегических планов развития страны. Беспрецедентные темпы роста. Использовали опыт Японии, Тайваня, Сингапура и Гонконга, Южной Кореи, опыт НЭП в СССР.
Дешевизна достаточно квалифицированной рабочей силы и высокая численность населения – важнейшее конкурентное преимущество Китая.
Цель (от 2000 г.): к 2010 г. экономика ЕС должна стать наиболее конкурентоспособной и динамичной в мире, экономикой, действительно основанной на знаниях. Для достижения: наращивать расходы на НИОКР до 3% от ВВП.
ЕС – бесспорный мировой лидер по числу публикаций. Стратегия развитых стран: акцент на инновации.
Проблемы:
Неспособность ЕС выполнить поставленную задачу по увеличению к 2010 г. ВРНИОКР до 3% ВВП.
Институциональные реформы университетской системы. Задачи: повысить качество исследований и вдохнуть новую жизнь в вузы ЕС, которые финансируются в недостаточных объёмах.
Решения: повышение эффективности НТИ и НИОКР только путём объединения потенциалов государств-членов. Пример крупных научно-исследовательских организаций:
Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН),
Совместная инициатива в области технологии, Программа ЭВРИКА. Задача: активизация исследований в промышленности.
Новые организации: Европейский научный фонд, Европейский институт инноваций и технологии, Европейский научно-исследовательский совет (финансирует учреждения).
Поддержка науки. ETF – Европейский Фонд помогает развивающимся странам и странам с переходной экономикой.